Ср / 24 апреля 2024 /

21.01.2023 19:10

Без нравственных границ: почему мошенникам проще обворовать пожилых югорчан?

21.01.2023 19:10
#Общество
#ХМАО - Югра
Автор: Анна Ошуркевич, Владимир Дадыко, фото - ru.freepik

Читайте новости Югра ТВ
в удобном формате

Перейти в Дзен


Сургутянка нашла на сайте бесплатных объявлений адвоката, перевела ему деньги, а вот услуг не дождалась. Жительница Игрима хотела увеличить доход, но потеряла все сбережения и кредит. Пенсионер из Ханты-Мансийска поверил незнакомцу, который вызвался заботиться о маме потерпевшего, но нарвался на мошенника. Все эти истории из полицейских сводок. Для аферистов нет нравственных границ, пожилые люди постоянно становятся жертвами злоумышленников.

Одна из самых популярных схем мошенничества в последнее время - инвестиции. Что ещё более ценно для аферистов: выманивать деньги, если повезёт можно долго. Вот например, пенсионерка из Пыть-Яха общалась с преступниками, сама того не подозревая, целый месяц. Перевела на неизвестные счета почти миллион рублей. Поняла, что её обманули только тогда, когда за вывод сверхприбыли неизвестные стали снова просить деньги.

От елея в уши, до агрессивных призывов «включить голову» - мошенники зачастую хорошие психологи и отлично понимают, какую тактику общения применить. Эмоциональное давление и манипуляции - любимые психологические приемы профессиональных вымогателей. Пенсионеры в этом плане уязвимее всех остальных.

Белозерцева.jpg
Елена Белозерцева, медицинский психолог Ханты-Мансийской клинической психоневрологической больницы: «Недостаток общения у пожилых людей вызывает необходимость к общению. То есть они с мошенниками легко общаются, если мошенник представится какой-то безопасной, социальной категорией. Пенсионеры, исходя из интеллектуальных и когнитивных особенностей, являются подавляемыми и внушаемыми».
По этой же причине старая добрая схема «Мама, я попал в беду» работает практически безотказно. Как и сказки от псевдополицейских или лжесотрудников банков.

Татаринова.jpg
Любовь Татаринова, пенсионерка: «Представляются сотрудниками Сбербанка, банка «Открытие», сразу испуг, конечно, спрашиваю: «Что случилось?», говорят: «С вас сняли такую-то сумму». - Вы сразу понимаете, что это преступники? - Нет, пугаюсь».
Вот этот страх уберёг несколько раз Любовь Татаринову от неприятностей. Женщина бросала трубку и пыталась добиться ответов напрямую у банка. Накопления Владимира Серебрякова спасли сами сотрудники кредитной организации. Служба безопасности вызвала пенсионера в отделение банка.

Серебряков.jpg
Владимир Серебряков, пенсионер: «Позавчера меня вызывали в банк, кто-то пытался перевести на мою карту несколько миллионов. А другие пытались снять. Карту заблокировали, меня пригласили, начались разговоры: «Знакомы ли вы с этой организацией?». В общем, через Москву разобрались, что это мошенники».

О мошеннических схемах по телефону, а также в сети интернет пенсионерам рассказывают на курсах компьютерной грамотности. Например, в Ханты-Мансийске есть целая образовательная программа кибербезопастности для пожилых. В течение недели слушателям рассказывают, что такое спам, фишинг и взлом личных страниц в соцсетях. 

«Если бы была моя власть, то я бы тем людям, которые всякую трепотню пишут в интернете, пальцы бы отрубал публично», - говорит Владимир Серебряков.

К сожалению, реальность такова, что найти и наказать киберпреступников крайне сложно. А вернуть деньги, так и вовсе практически невозможно. Так что только в знании сила.

Перепёлкин.jpg
Павел Перепёлкин, оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска УВД России по Югре: «Нельзя переводить деньги неизвестным людям, которые представляются как помощники следователей, сотрудников правоохранительных органов. Сотрудники полиции не звонят потерпевшим, не убеждают их в необходимости перечисления крупных денежных средств».
Ещё один способ уберечься от мошенников и обезопасить своих пожилых родственников: установить специальные программы, которые блокируют подозрительные сайты и даже нежелательные звонки.

Ланщиков.jpg
Сергей Ланщиков, директор сервисного центра компании «Ростелеком» г. Ханты-Мансийска: «Установив такую программу на смартфон можно ограничить по крайней мере количество этих звонков, они, конечно, всё равно находят лазейки, обходят программы, но можно значительно, в разы снизить количество таких нежелательных звонков».
Предупреждён - значит вооружён. В приложении «Госуслуги» появился целый раздел посвящённый кибербезопасности. Здесь можно найти описания мошеннических схем с советами, как правильно себя вести, чтобы не потерять деньги или персональные данные. Советы по киберграмотности для старшего поколения выделены в разделе в отдельные блоки.

Самые важные новости вы можете найти в нашем  Telegram - канале

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях:
 ВКонтакте,  Одноклассники,  YouTube, подписывайтесь на наш канал в  Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи