Вс / 19 мая 2024 /

27.08.2022 18:55

Фигура высшего пилотажа. Как югорское небо раскрывает потенциал людей земных профессий

27.08.2022 18:55
#Спорт
#Сургут
Автор: Дмитрий Пришвицын, Владимир Гайнзе, Юрий Тчанцев, фото - официальный сайт администрации Сургута

Читайте новости Югра ТВ
в удобном формате

Перейти в Дзен


Отчего люди не летают? В Сургуте прошел чемпионат страны по самолетному спорту.

Леонова.jpg
Лидия Леонова, лётчица, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу: «Я садилась в самолёт и у меня любимое чувство, когда я отрывалась от земли. Ощущение было такое, что вместе со взлётом, как-то все уходило. Все обыденное и то, что меня как-то нагружало в жизни. Все это уходило назад и я оставалась одна. Один на один с небом и самолётом».
Барсов.jpg
Иван Барсов, чемпион Европы по самолётному спорту: «Свобода, это конечно то ощущение, которое любит человек. В небе ты свободен. Ты можешь лететь, как хочешь и куда угодно. Зависит только от твоих возможностей».
Бегункова.jpg
Анастасия Бегункова, летчица пилотажной группы «Барсы»: «Когда уже приземляешься, то тогда уже появляется этот романтизм к полёту. О том, какие виды ты видел. О том, какие ощущения испытывал. А во время самого полёта ты сконцентрирован».

Самолётный спорт это как отдельный вид искусства. От фигур высшего пилотажа захватывает дух не только у тех, кто в воздухе, но и у зрителей. Ещё бы! Ведь всю программу летчики крутят на километровой высоте, а самолёты разгоняются до 250 километров в час. 

Анастасия Бегункова закручивает в воздухе знаменитую «Петлю Нестерова». Сложно представить, но ещё четыре года назад она и подумать не могла, что сможет управлять самолетом. Мечта осуществилась благодаря пилотажной группе «Барсы». Родные были слегка шокированы новым увлечением Насти, поэтому до сих пор стараются не смотреть вживую, как она летает.

«Никто на аэродром посмотреть не приезжает, потому что боятся. Страшно им смотреть на то, что я там делаю. Поэтому у близких и родственников задевает чувства», - рассказывает Настя.

Летчикам не до сентиментальности. Как только они подходят к самолёту, концентрация на высшем уровне. Каждый проверяет готовность машины. С «железной птицей» нужно обязательно найти общий язык. Поэтому все пилоты без исключения здороваются с самолётом, а многие дают своим монопланам имена.

Дьяченко.jpg
Дарья Дьяченко, летчица пилотажной группы «Барсы»: «В этом году чаще всего летаю на зелёном самолёте - Гольф-688. Просто ласково птенчик его называю».

Ангуладзе.jpg
Владимир Ангуладзе, абсолютный чемпион России по высшему пилотажу: «Самолёт надо уважать, самолёт надо любить, тогда он тебе отплатит тем же самым».

Дарья Дьяченко ради своего «птенчика» отодвинула на второй план все другие увлечения. Даже работу нашла такую, чтобы можно было без проблем совмещать. Так что утром она занимается красотой в салоне, а позже в воздухе. 

«Я мастер маникюра, делаю ноготочки. Я выбрала такую профессию специально, чтобы уделять много времени аэродрому, чтобы у меня была возможность куда-то уехать», - рассказывает Дарья.

Курсанты учатся летать на самолетах Як-52. На них же и проходят соревнования по высшему пилотажу. Самолёты хоть и ветераны авиации, но до сих пор пользуются популярностью, даже несмотря на то, что сняты с производства больше 20 лет назад. Двухместная кабина позволяет находиться на борту и управлять самолётом, как курсанту, так и инструктору одновременно. Говорят, что летчик, освоивший этот самолёт, позже сможет с легкостью управлять более серьезной техникой.

Смолин.jpg
Виктор Смолин, главный тренер национальной команды по самолётному спорту: «Для первоначального обучения, чтобы научиться летать он достаточно простой. 11 часов у нас такой стандарт по обучению. Через 11 часов курсанта выпускают в самостоятельный полёт. Практически состоявшийся лётчик. Дальше идёт обучение элементам, каким-то более сложным».

«Мы обучаем девчонок летать на самолётах. Летаем на авиашоу, обучаем с нуля и делаем из них звезд, которые будут летать на мировом уровне», - подчёркивает Иван Барсов. 

«Есть у нас такая традиция: когда лётчик вылетает самостоятельно, ему нельзя становиться на землю. То есть его подхватывают на руки, несут к винту и попой об винт прикладывают три раза и потом подкидывают. Вот у меня тоже так было», - поделилась с журналистом ОТРК «Югра» Дарья Дьяченко.

Но перед тем как подняться в небо все фигуры отрабатываются на земле. Лётчики от новичков до чемпионов мира проходят свою программу ногами, элемент за элементом, стараясь в голове максимально точно воспроизвести предстоящий полёт.

Мякишев.jpg
Александр Мякишев, чемпион мира по самолётному спорту: «Вот эти фигуры, этот комплекс схематично нарисован, то есть перед тем, как лететь этот комплекс, его десятки раз нужно заучить, не только заучить, но и отработать, и рассчитать по высоте, рассчитать по месту, в зависимости от сноса ветры ты должен удержаться на нужном квадрате».

«Ты должен понять все: где солнышко в этот момент будет, откуда ветер дует, где у тебя пилотажная зона, куда тебе протянуть, где тебе поторопиться надо. Вот это все отрабатывается на земле. Кто умеет хорошо это делать на земле, имеет преимущество в воздухе», - добавляет Виктор Смолин. 

Когда курсанты поднимаются в небо, тренеры на земле не сводят с них глаз. Корректируют элементы с земли. С помощью микрофона на борт передаются подсказки и пилот уже в воздухе исправляет ошибки. Одна такая тренировка сравнима с походом в тренажёрный зал, при том не для пилота, а для наставника.

«Летает человек и ты вместе с ним все это пролётываешь. Все стараешься поддавить, где-то взять ручку. В общем, сидишь и летаешь вместе с ним», - рассказывает Лидия Леонова.

Каким бы свободным не казалось небо, но территория на которой выступают и тренируются спортсмены ограниченная. И за нарушение её границ с пилота могут снять баллы.

Безденежных.jpg
Михаил Безденежных, главный судья соревнований: «По правилам пилотажный квадрат размером километр на километр. Он находится над аэродромом. Полотна желтым цветом выложены на земле. Пилот, заходя в квадрат, видит эти полотнища и должен удерживаться и выполнять пилотаж в этом квадрате. Судейские позиции находятся в стороне квадрата. На центральной оси. Это метров 250 от квадрата, чтобы было удобно смотреть судьям все эволюции самолёта».

В классе самолётов Як-52 у спортсменов есть как известная, так и неизвестная программы. Первая включает заранее подготовленный комплекс элементов. А вот неизвестная составляется за 12 часов до старта и до этого этапа доходят только лучшие лётчики. Каждый из десяти пилотов заявляет по одной фигуре, позже из собранных элементов получается новая программа выступления. 

«То есть фигуры, такую последовательность никогда в жизни не делал. Она рождается здесь на соревнованиях, специальным образом, по правилам. И ты летаешь этот комплекс фигур. Как у музыкантов с листа сыграть, так у нас с листа слетать», - поясняет Виктор Смолин.

Для Югры соревнования такого масштаба стали настоящим открытием. Более того, самолётный спорт впервые расправил крылья и во всем Уральском федеральном округе. Остаётся верить, что лучшие летчики страны и мира ещё вернутся в Сургут, и югорчане ещё не раз услышат команду: «От винта!».

Самые важные новости вы можете найти в нашем  Telegram - канале

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях:
 ВКонтакте,  Одноклассники,  YouTube, подписывайтесь на наш канал в  Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи