Ср / 17 июля 2024 /

03.06.2024 16:53

Тимофей Молданов рассказал о Школе медвежьих игрищ в Югре

03.06.2024 16:53
#Культура
#Ханты-Мансийск
Автор: Редакция сетевых СМИ и спецпроектов, фото - Центр социальных медиа Югры

Читайте новости Югра ТВ
в удобном формате

Перейти в Дзен

Итоги прямого эфира с этнографом, поэтом, мастером фольклора народов Севера, хранителем традиций обских угров, кандидатом наук, руководителем окружной Школы медвежьих игрищ Тимофеем Молдановым

Будущий мастер фольклора, по его словам, вырос на культуре оленеводов, рыбаков и охотников. Он с детства любил сказки и с удовольствием слушал их каждый вечер, за что получил прозвище Сказки ищущий мальчик.

«Я считаю, что вырос в культуре оленеводов, рыбаков, охотников. Бабушка возглавляла оленеводство, была бригадиром. После нее отец стал. В войну он рыбачил. Ему было 13 лет. Надо было рыбачить, добывать пушного зверя, вот и стал охотником-рыбаком вместо учебы, а затем оленеводом. А я, как в традиционной семье, скопировал отца. Каждый вечер бабушка рассказывала сказки. Вечер наступает – кто-то рассказывает сказки. И я просил, записывал сказки».

«Сказки я искал, а потом в школе осознанно их рассказывал, слушал других. Потом, когда появились первые магнитофоны, купил магнитофон, записывать стал. Это было мое хобби».

Тимофей Алексеевич считает, что в жизни ребенка обязательно должна быть сказка.

«Ребенок неосознанно копирует сказочного героя. Все дети растут на сказках, на том, что дает телевизор. Но у детей уже другие герои. У традиционного ребенка были охотники, рыбаки, во главе угла стояла экология. Во всех сказках и в медвежьем празднике важная роль отведена экологическому воспитанию».

Тимофей Алексеевич начинал учиться в Омске на ветеринара. Он начинал работать по специальности, когда познакомился с книгой Зои Петровны Соколовой о народах Западной Сибири «Путешествие в Югру». Это произведение изменило его дальнейшую жизнь. После прочтения было принято решение поступать на истфак в Тобольске. Спустя годы обучения и работы Тимофей Алексеевич отправился работать в Белоярский окружной архив.

«Потом я уже сам здесь, в Ханты-Мансийске, окружной архив открыл фольклорный. Сегодня он при институте обско-угорском. Филиалы открывали очень активно. Главная цель достигнута – собрали очень много фольклорного материала. Сегодня институт может гордиться, что у него очень много записей из 90-х, 80-х, 70-х, потому что мы еще брали архивы с радио и музеев. Сейчас все оцифровано, и архив вырос до депозитария».

В процессе трудовой и творческой деятельности Тимофей Алексеевич работал над раскрытием истории и традиций народов Севера. Первый его сборник назывался «Земля кошачьего локотка». Он представляет из себя расшифровку рассказов с хантыйского языка. В них рассказывается об Юильске, а не о Казыме, как многие думают. Назван он так в честь казымской богини, появляющейся в образе кошки или утки. Произведения в сборнике самые разные. Есть легенды о реке Назым, о переселении к ней хантов, о приручении ими оленей. В XVII веке у хантов были только собаки и лошади, а вот одомашненные олени появились уже позже, и они начали быстро размножаться в ягельных местах.

«Сказки героические есть. У нас нет картин побоищ. Бьются, саблями режут – нет такого. У нас словами скажут: «Встали 300 молодых солдат» – это значит они бьются. Описаний войны, сражений нет. Этим мы отличаемся от других народов. У манси то же самое».

Также Тимофей Алексеевич является руководителем окружной Школы медвежьих игрищ. Ученики сначала изучают основы хантыйского языка в школе, а потом переходят к освоению песен. Все потому, что русский язык сформировался в земледельческой культуре, а хантыйский – в рыболовецкой и охотничьей, из-за чего многие термины остаются непереводимыми.

О школе знают даже за рубежом: в Финляндии, Японии. Сборники песен и монография «Сибирские ханты» изданы на японском языке. По словам Тимофея Алексеевича, игрища – это традиционные обряды, состоящие из песен, являющихся элементом культуры пещерных людей, когда в ритуальных танцах охотились на животных.

«Эта традиция была у всех народов, где живут медведи. На сегодняшний день только у нас сохранилась в полном виде. Это комплекс обрядов по направлению души медведя на святые места и для реинкарнации муми-торум. Это песни и охотничья магия. Помните, когда в пещерах танцевали и в танце убивали зверей – это отголоски той культуры. Это энциклопедия хантыйской жизни. Там показывают, как мужчина должен относиться к жене, теще, тестю. Нельзя в присутствии тещи материться, разговаривать с ними в третьем лице. Это не только религиозность. Про нерест, например. Нельзя в это время кричать, ездить, можно было пользоваться береговыми ловушками. Всю жизнь регламентируют медвежьи игрища».

В детстве Тимофея Молданова игрища были под запретом, но традиция все равно сохранялась – обряды проводили по вечерам. Сценарии и подача медвежьих игрищ у северных хантов имели различия.

В функционировании школы Тимофей Алексеевич видит продолжение своего дела и сохранение культуры медвежьих игрищ. Сам он отвечает на вопрос о том, в чем видит цель, так: «Конечно, вырастить певцов на медвежьем празднике. Я не хочу оказаться человеком последним, который пел. Не в том памятник, чтобы ты последний был».

Ближе познакомиться с работой и творчеством автора можно в группе «Пупи хот» в социальной сети «ВКонтакте», где Тимофей Алексеевич делится новостями и подробностями о своей деятельности.

Самые важные новости вы можете найти в нашем  Telegram - канале

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях:
 ВКонтакте,  Одноклассники,  YouTube, подписывайтесь на наш канал в  Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи