12.07.2024 19:07
#Культура
#Нефтеюганский район
Автор: Наталья Соловьёва, фото - Сургутский государственный университет
Учёные Сургутского госуниверситета готовят большую монографию, посвящённую истории народов, населявших Югру до VII века нашей эры. Это были не ханты, манси или лесные ненцы, а южные селькупы и кеты. Они торговали со всем миром самой дорогой пушниной и постоянно от кого-то оборонялись. Такие выводы делают антропологи на основании раскопок в Священной кедровой роще в Салыме. Уже больше 10 лет там работает археологическая экспедиция СурГУ.
Космическая пыль здесь - от падения метеорита, благодаря которому появилось самое глубокое озеро Сырковый Сор в Салыме. Это место - Священная кедровая роща - вообще хранит очень много секретов. Ежегодно сюда приезжают археологи из Сургутского госуниверситета. После первого курса это обязательная практика для историков.
Аревик Саруханян, студентка СурГУ: «Места, где уже нашли что-то, как вот этот ножик, мы очищаем ножницами или совком, лопаткой маленькой потому, что нельзя затронуть именно саму находку».
Саша Лалетина и Алена Лыскова приехали сюда из Екатеринбурга. Они уже на четвёртом курсе. Нашли эту практику через соцсети.
Александра Лалетина, студентка УрФУ: «Это буквально что-то священное, священная роща с какими-то там шаманами. Это любопытно. Как выяснилось, очень много находок, прям очень много. Сейчас особенно поперло - шесть захоронений уже найдено. На самом деле воодушевляет очень сильно».
Первые археологические памятники в Священной кедровой роще обнаружили в 1911 году, то есть, больше сотни лет назад. В память об этом событии у озера установили стенд. На фото - идолы, которым поклонялись местные жители вплоть до ХХ века. Два из них хранятся в Тобольском музее. Очень богатое захоронение удалось раскопать здесь в прошлом году.
Ксения Ермакова, начальник раскопа, лаборант СурГУ: «Это первое погребение на территории Западной Сибири в целом известное мне, где в погребении были найдены бронзовые диски. Обычно это ритуальный, скажем так, предмет культа».
Все эти предметы проливают свет на древнюю историю Югры.
Геннадий Визгалов, ведущий научный сотрудник Центра югорской археологии и этнографии СурГУ: «Почему тогда здесь появились княжества? Почему уровень общества вышел на уровень классового образования? Это очень интересно и очень непонятно потому, что на соседних территориях этого, например, нет. А причина в том, что сюда шли престижные очень вещи, которые позволяли вождям, приближенным, сформировать элиту, получить оружие. Оружие очень много стоит, простой охотник, рыбак не сможет на него заработать».
Народы, населявшие Югру в древности, были огнепоклонниками. Поэтому свои жилища они сжигали, и дома целиком до наших дней не сохранились. Ну, они бы не сохранились потому, что сделаны из дерева. Так вот, археологи восстанавливают внешний облик древних городищ, основываясь буквально на оставшемся пепле. И вот на территории Священной кедровой рощи хотят воссоздать точную копию оборонительного сооружения, в котором люди жили в каменном веке, то есть 8 тысяч лет назад.
Предметы, уже исследованные и сгруппированные, отправляются в музеи Ханты-Мансийска и Нефтеюганска. Найденные кости оленей и лошадей свидетельствуют об обрядах жертвоприношения. А наконечники стрел говорят о том, что в IV-Vвеках сюда пришёл ритуал с Саяно-Алтая.
Олег Кардаш, археолог, кандидат исторических наук, руководитель Центра югорской археологии и этнографии СурГУ, директор института археологии Севера: «Поминальный обряд, связанный с приношением стрелы. Здесь мы видим только наконечник, а это была целая стрела. Ее приносили в полном оперении, некоторые еще с тряпочками. Зафиксирован нами был у салымских остяков обряд приношения стрелы в честь рождения мальчика. То есть, когда рождался мальчик, его отец изготавливал стрелу. Стрела как символ человека, посвящая как бы новорожденного в покровительство верховному божеству».
И этот обряд, говорят исследователи, сохранялся вплоть до ХХ века. Что интересно, антропологи, основываясь на анализе черепов и других находок, говорят, что за полтора тысячелетия здесь практически полностью обновился состав этноса. А традиции, получается, остались.