Энтузиасты из Архангельска приближаются к древнему городу Мангазея. Сейчас уже дошли до Тазовского. Северным морским путём они идут на точной реплике коча - судна, в изготовлении которого не использовано ни одного гвоздя, всё по технологиям XVII века. А открыть эти самые технологии помогли находки югорских археологов. И сегодня в Югре продолжают изучать пути, которыми прибывали мореплаватели на север, находят и восстанавливают останки кораблей.
Этим деревянным балкам 500 лет. И на самом деле они когда-то были единой конструкцией - «перешвой» или висячим шпангоутом. Она крепилась к бортам и распирала судно. Югорские археологи смогли найти и собрать основные элементы корпуса коча. Это единственный тип судов, который благодаря своей конструкции мог ходить в Арктике и по мелководным рекам Западной Сибири в позднее Средневековье и Новое время. Никаким другим европейским судам не удавалось ходить северным морским путем. Это доказательство того, что первыми освоили север русские.
Деревянные конструкции кочей, несмотря на то, что их приходится вымачивать и склеивать, так хорошо сохранились потому, что были в вечной мерзлоте. Все эти артефакты археологи нашли на территории древнего города Мангазеи. Его основали переселенцы с юга Сибири и поморы, которые как-раз приплывали сюда на кочах. Что интересно, части судна использовались для построек в самой Мангазеи.
На самом деле эти картины здесь не просто для красоты. Все это художественная реконструкция археологических памятников. В каждую экспедицию северной археологии выезжает уже на протяжении 20 лет свой художник, и поэтому все эти полотна исторически достоверны.
Тут можно увидеть, и как выглядели кочи, и саму Мангазею. А ещё Берёзово - первый русский город в Югре. Там находили артефакты, которые много рассказывают о быте народов, населявших наш край. Например, сотни лет назад жители современной Югры играли в шахматы и нарды. Не смотря, как нам кажется, на суровые условия, заботили людей в XVII веке не только физиологические потребности.
Югорская земля вообще богата историческими памятниками. Какие-то из найденных артефактов даже не встречаются в других областях России. Но какую-то часть истории региона уже не получится сохранить. В период освоения Западной Сибири, останки древних городищ попали под бульдозер, чтобы на их месте появились новые дома.
«Объекты археологии, памятники, они находятся на перспективных местах. Чаще всего, на тех же самых местах строились древние города, на древних городах строились современные города. Они обрастают вокруг этого поселения, на самом лучшем месте. Естественно, что там хочется сделать торговый центр. Построить, что-нибудь общественно-массовое, развлекательное. Ради Бога, стройте! Но нужно тогда снять обременение, изучить культурный слой, чего делать не хотят, порой, строители», - рассказывает Сергей Кухтерин.
На самом деле, археологическим памятникам лучше всего храниться в земле. В музеях находки долго не живут. От силы 1 или 2 сотни лет. Археологическое сообщество всего мира в ожидании неразрушающих технологий изучения древностей. Недавно в Китае уже апробировали такое «сканирование» земли, но пока эта методика ещё очень сырая.