Вт / 27 Октября 2020 /

Бойцы невидимого фронта: кто создаёт и сохраняет культурное пространство Югры?

30.03.2019 19:15
#Общество
#Ханты-Мансийск
Автор: Василий Сысуев, Юрий Гурьев, Леонид Чемляков


На этой неделе поздравляли работников культуры. Профессиональный праздник отмечали люди творческих профессий. Мы привыкли, что это актёры, музыканты, певцы, режиссёры. Однако свет софитов сам себя не направит. Прежде чем актёры соберут овации на сцене, её кто-то должен подготовить. А чтобы сохранить труд художников для потомков над картинами часами корпят люди, имя которых не повесят рядом с произведением.

Скальпели и пинцеты на столе у Виктории Комиссарик роднят её с хирургами. Ведь реставрация картин тоже своего рода операция по спасению. Сейчас девушка восстанавливает работу известного живописца Владимира Игошева. Он написал её в конце 70-х.

За 40 лет местами краска начала трескаться, поэтому картине понадобилась скорая помощь. По словам девушки, в дело идут не только хирургические инструменты, порой приходится импровизировать.

Комиссарик.jpg
Виктория Комиссарик, художник-реставратор Государственного художественного музея Югры: «В данном случае утрата. Здесь придётся подводить грунт. Чтобы этот грунт выровнять, грубо говоря, как зашпаклевать утрату, берётся обычная пробка из-под вина зашлифованная, вываренная в масле и шлифуется. Есть у нас щипцы для натяжки, также они ручной работы. Всё подгоняется под мастера».

Мёд и рыба - довольно экстравагантное сочетание. Однако каждый реставратор знает, что из плавательного пузыря осетра и пчелиного нектара получается лучший клей для заплаток. К слову, Виктории за год нужно залатать 18 картин.

Рисовать можно не только красками на холсте, но и светом во мраке. Как раз этим и занимается Евгений Пономарёв. Его не видят зрители, но его работу на сцене сложно не заметить. Художник по свету задаёт тон всему выступлению.

Кроме артистов на сцене на восприятие зрителя ощутимо влияет свет. Важны угол источника, форма, движение, и конечно, цвет. Например, тёплые оттенки подходят для комедий и романтических историй. Холодные для трагедий, ужасов и детективов. Зелёный создаёт атмосферу болезни, голубой - спокойствия, а красный может обозначать как любовь, так и войну.

По словам Евгения, построение световых сцен можно сравнить с планированием маршрута в путешествии. Художник должен вычертить путь от одной части концерта к другой. Для этого создаётся определённая последовательность световых эффектов.

Понаморёв.jpg
Евгений Пономарёв, художник по свету КТЦ «Югра-Классик»: «Целое мероприятие нужно записать в некую логическую цепочку, где все сцены по свету будут прописаны. И уже на мероприятии просто управлять этой логикой, а не самими приборами».

Если художник заливает светом сцену, то актёры на сцене должны залить светом души зрителей. А как это сделать, если главные артисты деревянные? За их создание отвечают художники-бутафоры.

Кстати, сейчас в Ханты-Мансийском театре кукол идёт подготовка к спектаклю «Кабо-Верде». История расскажет о жизни певицы Сезарии Эвора. Хоть до премьеры ещё почти два месяца, в театральных мастерских кипит работа. Основа будущих кукол будет деревянной, а голова из папье-маше. Бутафоры признаются, что порой приходится фантазировать и делать главных героев спектакля из того, что окажется под рукой.

Жамалетдинова.jpg
Лилия Жамалетдинова, главный художник Ханты-Мансийского театра кукол: «Используем всё. И это бессмысленно делать ради того, чтобы это было оригинально. Главное, чтобы всё было подчинено какой-то единой цели, идее».
Над единой идеей работают сразу несколько цехов. Сначала художники лепят детали куклы из пластилина, а потом уже отдают их резчику по дереву. К слову, годится не каждая древесина. Чаще всего бутафоры используют липу или кедр.

Тюменцев.jpg
Василий Тюменцев, художник-бутафор Ханты-Мансийского театра кукол: «Потому что это очень пластичное дерево. Оно не скалывается в отличие от сосны, ёлки».
А вот главная магия по оживлению кукол происходит в небольшой мастерской. Конструктор придумывает механизмы движений деревянных человечков. Они могут быть самыми разными, начиная от простой марионетки заканчивая сложными аниматрониками. Всё зависит от задумки режиссёра и количества движений. Порой, с виду простые куклы могут хранить множество хитростей конструктора.

Филимонов.jpg
Александр Филимонов, художник-конструктор Ханты-Мансийского театра кукол: «Для меня самая сложная была пингвинёнок Пиви, который должен был глотать, то есть сам брать в клюв и глотать рыбок. Помимо этого у него должен быть пищевод, шея, он должен был работать головой».
Кто такой работник культуры? Ответ простой. Человек, который приносит в жизнь многих людей эмоцию. Будь то реставратор, тихо латающий картину в мастерской, художник по свету, которого почти никогда не видят зрители, или бутафоры, месяцами работающие над спектаклем. Все они в итоге дарят эмоции. Хоть и находятся постоянно за кулисами.
Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, YouTube, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи