КАМАЗы с черными номерами и прикрытым масксеткой военным грузом, легковушки, автобусы, шустрые «УАЗ»-буханки и пикапы волонтеров, фургоны маркетплейсов - по дороге Макеевка - Ясиноватая в сутки проходит более 5 тысяч машин. Еще год назад редко кто из водителей воздерживался от крепкого словца, петляя по убитому асфальту, а сейчас в глазах - восторг. Особенно у тех, кто давненько не был в Макеевке.
Роман Тудачков, заместитель генерального директора АО «ГК «Северавтодор», в Макеевке бывает часто. По сути в подшефном Югре донбасском городе сегодня работает еще один филиал окружной госкомпании, дорожную технику которой макеевчане уже узнают «в лицо».
«Город преображается, потому что дороги - это неотъемлемая часть инфраструктуры, а они становятся заметно лучше - как на Севере, потому что мы применяем здесь такой же подход к реконструкции и ремонту, как в Югре. Это комплексный подход. То есть не только асфальт меняем, но и бордюры, тротуары, освещение, дорожные знаки, ограждения», - говорит Роман Тудачков.
Именно так - комплексно - отремонтировали 6 километров трассы Макеевка - Ясиноватая, также ремонтируют и городские дороги. Работа идет круглосуточно, объемы большие. Работают дорожники «по классике» так, что залюбуешься - от известного всем отраслевикам ручного инструмента под названием «правИло» до мощных асфальтоукладчиков. Сейчас специалисты из Югры устанавливают защитные опоры через канал Северский Донец - Донбасс. Ранее дорожники завершили укладку асфальтобетона, установили тротуары, остановочные комплексы и съезды к жилым домам. Во время работ площадь ремонта увеличили примерно на 6 тысяч квадратных метров от изначального плана.
До конца нынешнего года в Макеевку придут 15 единиц дорожно-коммунальной техники - к тем нескольким десяткам машин, которые доставили сюда с осени 2022 года. Вся она пойдет в дело - дорожные работы Югра в Макеевке продолжит и в следующем году, планов предостаточно. Кстати, самая первая коммунальная техника, которая пришла 2 года назад в Макеевку, была именно дорожной. Просто потому, что дорог не было совсем - одни направления. А еще тогда же пришли дорожные знаки, чтобы упорядочить броуновское движение по ямам и колдобинам.
«А сегодня макеевские дороги уже мало чем отличаются от дорог Севера. Но еще год назад все было по-другому. Дорогами просто не занимались. Это было видно по состоянию покрытия, тротуаров, освещения. В общем, латка на латке, ямка на ямке. То, как сейчас выглядят дороги, совсем другое дело. Местные жители даже путаются порой, отвыкли. Не узнают направление, которое раньше узнавали по «любимым» кочкам, поворотам, объездам ям и колодцев, отсутствию знаков»,- улыбается Роман Тудачков.
Дорожные ремонты в Макеевке, кстати, производятся по технологии, которая до этого не использовались при реконструкции дорог на подшефной территории. Одновременно работает звено из двух асфальтоукладчиков с использованием перегружателя.
По словам дорожников «Северавтодора», такой подход позволяет одновременно избежать поперечных и продольных стыков. Технология эта применяется на Севере. Она обеспечивает более качественное и единообразное уплотнение асфальтобетонной смеси. При помощи перегружателя отсутствует сегрегация асфальта и обеспечен равномерный нагрев его массы. Все это позволит добиться более качественного полотна трассы, что крайне важно для условий ее использования.
Всего по Макеевке в текущем году в рамках программы социально-экономического развития на 2024 год за счет средств федерального бюджета планируется привести в нормативное состояние 11 улиц общей протяженностью 15,3 км, предусмотренных меморандумом о развитии автомобильных дорог ДНР. Как сообщал минтранс региона, до конца текущего года запланированы работы по восстановлению улично-дорожной сети еще по ряду программ.
Роман Тудачков уверен - еще год-два и Макеевке уже можно будет хвастаться дорогами. И улично-дорожная сеть точно будет в порядке - для комфортной езды легковушек и автобусов, автомобилей экстренных служб и маркетплейсов.
… А военные машины, надеются макеевчане, к тому времени встанут отдыхать в свои гаражи. После нашей победы.