На спад продаж повлияли 3 причины:
Утилизационный сбор и высокие ставки. С января 2025 года начнет действовать повышенный утилизационный сбор, что приведет к дополнительному росту цен на автомобили. Высокие процентные ставки на автокредиты являются барьером для покупателей.
Отсутствие привычных брендов. Россияне не спешат пересаживаться на китайские автомобили и надеются на возвращение европейских и японских марок, что тормозит спрос на новые машины.
Интерес к вторичному рынку. Цены на подержанные автомобили тоже растут. За 2023 год они увеличились на 39%. В Тюмени, например, машины с пробегом в ценовом сегменте выше 1,5 млн рублей подорожали на 49%, а их средняя стоимость достигла 2,35 млн рублей.
«Да, в 2024 году авторынок показал уверенный рост, но это скорее восстановление после провала 2023 года. На продажи повлияли рост поставок китайских брендов и активное использование госпрограмм поддержки. Однако в 2025 году из-за роста цен и сокращения реальных доходов россиян динамика действительно может замедлиться», - считает эксперт, исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру» Роман Баджурак. «Действительно, «китайцы» в 2024 году стали спасательным кругом для российского рынка. Их доля в продажах превышает 60%, и это объяснимо: локализация производства, относительно доступные цены и широкий выбор моделей делают их привлекательными для покупателей. Тем не менее, возвращения привычных брендов ждать пока не стоит. Ещё отмечу ключевой тренд 2024 года - рост среднего ценника. Новые машины теперь стоят на уровне премиальных моделей прошлых лет. В 2025 году цены могут подрасти еще, особенно в сегменте импортных авто. Китайские бренды сохранят спрос, но уровень продаж будет зависеть от экономической ситуации в стране».
Что касается прогноза по ценам на 2025 год, то ожидается, что в первом полугодии средняя цена нового автомобиля вырастет на 10%, до 3,4 млн рублей. Ощутимо подорожают премиум-бренды, где рост может составить 10-15%. Динамика по сегментам следующая:
Цены на подержанные автомобили тоже будут расти, но умеренно - в пределах 7-10%. И если обычным покупателям можно посоветовать рассматривать машины с пробегом, то для российских дилеров перспективы, определённо, тревожные. Так гендиректор ГК «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич считает, что падение продаж на 25% сделает автосалоны нерентабельными, что может привести к массовым банкротствам. Даже «АвтоВАЗ» пересматривает производственные планы на фоне снижения спроса.
«Да, возможное снижение продаж в 2025 году на 20-25% может ударить по дилерам. В первую очередь по малым автосалонам и компаниям, работающим в премиум-сегменте», - считает экономист, журналист финансового маркетплейса «Выберу.ру» Иван Блинов.«Серьезные проблемы в автопроме возможны, если экономические факторы продолжат ухудшаться. Но локализация производства и активная работа с китайскими партнерами помогают удерживать рынок на плаву. Так что бояться полного краха не стоит. Даже при падении продаж в 2025 году у рынка есть поддержка в виде госпрограмм и растущей базы вторичного сегмента».
Реклама. ООО "ВЫБЕРУ.РУ МАРКЕТПЛЕЙС". ИНН 7726477597. Erid: 2W5zFHyr8St