30.04.2022 18:15
#Общество
#Сургут
Автор: Наталья Соловьёва, фото - ОТРК «Югра»
На этой неделе дети, эвакуированные в Югру из Донбасса, пошли в школу со своими сверстниками. Теперь учатся, как и все: сидят за партой на уроках, бегают на переменах. Правда, в отличие от многих ровесников, пока не планируют свою жизнь на годы вперёд. На простой вопрос: «Кем хочешь стать, когда вырастешь?», ответ сразу дать не получается.
Для вышедшего к доске школьника, конечно, важнее жизненная система координат и укрепление внутренней опоры. Александр Ревнивцев и ещё 40 учащихся этой общеобразовательной школы - жители посёлка Зайцево в ДНР. Там ребята ходили почти в такую же школу, и также в две смены. Но в конце февраля оставаться на Донбассе стало опасно.
Александр Ревнивцев, ученик школы №15: «Нас обстреляли, мы ховалися, мы не знали, что делать. А потом оказалось так, что тётя Ира захотела нас вывезти. Мы пособирали вещи и уехали. Мы тут уже месяц провели, даже больше. А так, тут всё нормально. Учимся, питаемся, одеваемся, спим и всё такое».
Саше сказали, что он едет отдыхать. Путёвку в импровизированный лагерь на севере получили больше 70 эвакуированных. В основном женщины и дети. Они прилетели в Югру спецрейсом Минобороны в начале марта. Всё это время со школьниками работали психолог и педагоги. На индивидуальных занятиях их готовили к тому, чтобы ходить на уроки вместе со своими сургутскими сверстниками.
Любовь Гриценко, учитель математики школы № 15: «Вниз классы, конечно, не тянут. Понятно, что некоторый материал был, так скажем, немножечко запущен. Дети не усваивали. Но стараются, работают на уроках. Детки активные многие. Есть желание научиться чему-то».
До 2014 в школах на Донбассе в обязательном порядке преподавали украинский язык. Теперь таких глобальных отличий в программах ДНР и России нет.
Татьяна Мерк, заместитель директора школы № 15 по учебно-воспитательной работе: «По истории у нас отличаются программы, по биологии, по географии у нас, естественно, есть отличия в программах. Если мы возьмём географию, больше, естественно, там тем, где изучается территория России, а у ребят из ДНР предмет связан больше с природой их края».
Школьные программы в Донецкой Народной Республике отличаются, но не критично. Поэтому процесс адаптации благодаря педагогам и индивидуальным занятиям прошёл мягко. Тут другой психологический момент - сложно привыкнуть, что школа - это просто школа, а не бомбоубежище.
25 февраля, незадолго до вылета в Сургут, в такое бомбоубежище в родной 84 школе в Горловке мама с бабушкой увезли Александра Лесничего. Парень признаётся, что до сих пор в отличие от своих новых одноклассников остро реагирует на громкие звуки.
Александр Лесничий, ученик школы №15: «Буквально 24 через улицу прилетело пять ракет «Градов», был очень страшный грохот. Я просто сидел, произошёл первый взрыв, задрожали окна, потом пошла серия взрывов, и дом начал трясться, и я быстрее побежал в подвал».
Новые ученики испытывают облегчение, что сегодня находятся здесь в безопасности. Но в то же время скучают по своим друзьям и даже старым учителям.
Мария Рыжкова, ученица школы №15: «Хочется вернуться, потому что у меня там бабушка осталась. И дом мой. И школа моя, естественно. Конечно, хочется вернуться. Но там сейчас ведутся боевые действия, и там так страшно, кошмар».
Данил Бондарцов, ученик школы №15: «Когда ты дальше, ты всё ближе хочешь увидеться с кем-то. И когда я здесь, я постоянно хочу уехать обратно. До своих».
Лилия Кива, учитель французского языка школы № 84: «Сегодня сложились так обстоятельства, что вы вынуждены быть там. Поэтому, дорогие наши дети, пользуйтесь этой возможностью. Благодарите тех людей, которые рядом с вами. Учитесь, получайте качественное образование. У вас тихо, спокойно. Не мне вам говорить».
Ребят ждут дома с новыми
знаниями. В отличие от Югры, в Горловке ученикам часто приходится заниматься
удалённо. Выпускники из числа эвакуированных уже готовятся к экзаменам здесь. И
с аттестатом смогут поступить в России или в ДНР.