Сб / 20 апреля 2024 /

04.02.2023 18:20

Кимоно и платье с открытыми плечами. Вице-президент кинофестиваля рассказала, как звезды готовятся к красной дороже «Духа огня»

04.02.2023 18:20
#Общество
#Ханты-Мансийск
Автор: Дмитрий Пришвицын, фото - ОТРК «Югра»

Читайте новости Югра ТВ
в удобном формате

Перейти в Дзен


В этом году кинофестиваль отмечает свое 20-летие. Мы решили окунуться во времена прежних киновстреч, вспомнить, как развивался форум, и кто ему в этом помогал. Ну и, конечно, куда без интересных историй о звёздах. Всё это хорошо помнит Мария Зверева, вице-президент «Духа огня». Накануне фестиваля мы встретились с ней в Москве и вместе понастальгировали.

Как вы вспоминаете тот первый кинофестиваль, каким он видится после стольких лет?

Я тогда начну с того, с чего всегда начинал Сергей Александрович Соловьёв, потому что он первым приехал в Ханты-Мансийск, ещё за год до первого фестиваля. И как он говорит: «Меня привели к яме, мне показали большую яму и сказали, хочешь делать здесь фестиваль?». Это была, конечно, не яма, а котлован будущего КТЦ «Югра-Классик». Но даже яма произвела на Соловьёва такое впечатление, что он сказал, в этой яме мы будем пробовать. И я думаю, что одна из задач фестивалей - это замечательный фестивальный центр. Режиссёр, когда приезжает со своей картиной, ему важно, чтобы проекция была качественная, чтобы зал был полноценный. Ну, я считаю, что в Ханты-Мансийске более чем полноценные залы.

И вот начиная от этой ямы, которая потом превратилась в наше волшебное здание, все эти годы мы принимаем звёзд, и все, кто у нас были, вы знаете, очень охотно возвращаются потом уже членами жюри или просто гостями. И наши актёры, все кто побывали, начинают любить ваш город и ваш край. А я-то уже говорю: «У себя». Потому что и для Абдулова, и для Соловьёва, и для меня Югра абсолютно вторая Родина. Вот настолько важно для нас то, что мы там делаем. И вообще удивительно за эти 20 лет, в этом году уже будет 21 фестиваль, у нас было много дебютантов с первыми картинами, будущее их было неизвестно, как и будущее тех, кто приедет к нам в этом году. А следующие годы показали, кто из них вырос по-настоящему в большого режиссёра.

Идеология кинофорума - это не только ежегодный общественный осмотр дебютных работ, это и соблюдение новых традиций, как вы уже отметили, это открытие новых звёзд кинематографа. Скажите, насколько удаётся ежегодно поддерживать вот эту славную традицию открытия новых героев кинофестиваля и поиск новых направлений?

Да, это сложно, потому что мы зависим. У наших отборщиков выбор не так велик, как на фестивалях обычных. Потому что мы завязаны только на тех, кто сделал первую полнометражную картину в этом году. Это зависит и от прибывки талантов, которые неизвестно, как Господь-Бог рассыпает, и от экономической ситуации. Потому что есть годы, когда очень много дебютов, когда есть деньги на дебюты, и тогда есть из чего выбирать. Бывали годы, когда мы могли сказать, мы даже не могли особенно выбирать, мы вам показываем, смотрите, кто пришёл. Вот в этом году пришли вот такие, других нет. Бывают годы, когда можно провести полноценный выбор. Немножко богаче, когда у тебя весь мир включён, тоже больше выбор.

Но, что мы всегда неукоснительно соблюдаем с первого фестиваля, нам важно сочетание дебютов и классики, потому что нам важно, чтобы новые волны, которые всегда другие, тем не менее не забывали о том, что для них тоже был кинематограф. Почему у нас всегда есть дополнительные какие-то программы, в которых мы показываем классическое кино? Почему мы всегда приглашаем больших режиссёров предыдущих поколений? Потому что, куда бы ни шло новаторство, замечательно быть абстракционистом, если ты в юности рисовал как Пикассо. Пикассо мог сделать всё, а дальше он уже ломал форму. Вот тоже самое касается, мне кажется, любого искусства. Сначала научись - потом ломай.

Каждый фестиваль обращался к великим именам. Так, 3 фестиваль посвятили 100-летию российского режиссёра Лео Арнштама, четвёртый - грузинскому мастеру Георгию Данелию. А как происходил этот выбор? Что влияло на это?

Ну иногда это юбилей, просто кого-то, кто для нас очень важен. Иногда это какой-то человек, который оказал на всех нас, как первый был посвящён Тарковскому. Тарковский оказал влияние на целое поколение, а может быть и ни одно не только у нас, но и во всём мире. Есть люди, которые меняют вектор кинематографа.

В этом году мы просто, наоборот, у нас такой - классика. У нас будет 150 лет Петру Чардынину - один из первых русских режиссёров. Удачно, что госфильмофонд отреставрировал его картины. Это событие для кинематографистов, потому что мы их видели совсем в таком плохом - картины 12-15 гг., и мы привезём их в Ханты-Мансийск, это будет первый показ. Более того, мы привезём одного из лучших тапёров. Это совершенно особая категория музыкантов, которые играют под немые фильмы. Они шли под импровизацию, которая должна попадать в ритм и настроение того, что на экране. Я очень приглашаю жителей Югры посмотреть, сама пойду с удовольствием, мне очень интересно.

Пятый фестиваль запомнился, наверное, тем, что здесь прошла презентация фильмов с непосредственным участием Югры.

При поддержке студии «Югра» режиссер Виталий Мельников создал «Агитбригаду «Бей врага!», Сергей Соловьев многосерийный телефильм «Анна Каренина», чуть позже была и «Сага о хантах». Вы считаете, кинофестиваль повлиял на Югру и ее творческую и креативную сферу?

Для нас было важно. Виталий Мельников, совершенно выдающийся режиссер, прекрасный, нежный, понимающий людей, и его фильм «Старший сын», я думаю, все видели, с Караченцовым и с Леоновым, изумительная картина, он из Ханты-Мансийска. Он всегда рассказывал историю, что он приехал поступать во ВГИК, и у него его аттестат зрелости был напечатан на обратной стороне бумажки от консервов, то ли килька в томате, то ли что-то на консервном заводе. И дальше он снимал замечательные картины, которые мы показывали всегда, «Начальник Чукотки» тоже мы всегда в Ханты-Мансийск привозили. мне кажется, что с этого же года мы начали в школах Югры вести киноклассы. И вот ждём, что сейчас уже это поколение должно подрасти и, может быть, надо делать какой-то специальный курс. Мне кажется, уже должны были вырасти на фестивальных фильмах, всё-таки мы показываем достаточно сложное кино за эти годы. Зрители, которые могут стать не только зрителями.

То есть все равно такие фестивали на креативную составляющую региона влияют?

Безусловно. И вот, например, то, что мы последние годы проводим конкурс микрофильмов, и надеемся, что те, кто делают микрофильмы в следующие годы, может быть, дорастут и до короткого метра, где у нас уже более серьезный конкурс, с более серьезными призами, это тоже некая школа. Если ты это любишь, если ты к этому тянешься, у тебя есть в руках телефон, снимай!

Гостями кинофестиваля в разные годы становились мировые звёзды: это и Венсан Перес, и Фанни Ардан, и Настасья Кински. А как они реагировали на сам фестиваль и на Югру в целом? Может быть есть какие-то истории с их участием? Что их удивляло тогда?

Я считаю, что мы очень счастливый фестиваль, потому что к нам приезжали звёзды, вы перечислили, абсолютно первой величины. Комаки Курихара прилетала, японская звезда. С ней было забавно, потому что она спросила, надо ли наряжаться на дорожку. Мы им всем говорим: «Наряжаться, как в Каннах, этот наш «Канно-Мансийск» ничуть не хуже фестиваль». Она говорит: «Тогда простите, придется привести ассистентку, потому что парадное кимоно невозможно надеть самой, и невозможно, потому что человек сам не может надеть, но и не может помочь необученный человек». И мы везли специальную японку, которая закручивала Комаки вот в это изумительное кимоно.

Тоже самое было с Фанни Ардан, которая тоже нас спросила: «А что мне вести?». Мы ей сказала: «Что в Канны повезла бы». И если у вас есть хроника, она по морозу идёт в роскошном открытом платье не боясь, с голыми плечами, шлейфом, просто по-королевски. И это очень приятно, потому что в этом есть уважение к публике, ничего другого, именно уважение к публике. Она приехала сюда, это ее зритель. И она их уважает не меньше, чем в Венеции, Каннах или на «Оскаре».

Например, вы вспомнили Ришар. Люди разные, звёзды тоже разные. Некоторые, приехав, говорят: «У меня по контракту я должен один раз выступить, два раза улыбнуться, третий раз я улыбаться не буду». А есть необыкновенные люди как Ришар, например, которого мы отвели в Центр искусств, и хотя ничего у него этого не было прописано в приглашении. Он два дня занимался там с детьми. Сказал: «Они же мои коллеги, они актеры». И это было так по-человечески и чудесно, и так по-актерски замечательно. Вот, прекрасный, теплый человек, который в школьниках из Центра искусств увидел своих коллег.

После первых двух фестивалей мы взяли за правило, мы заранее делаем теплые костюмы и прямо в аэропорту стараемся их вручить, потому что, например, в этом году приедут индусы. Ничего теплее сари у них нет, и им незачем, потому что для чего им при их погоде что-то. И мы первые два фестиваля поняли, что они просто выйти не могут, потому что они в каких-то кофточках. Но теперь мы им даём эти замечательные теплые костюмы, которые они обожают! Они в них в снегу валяются, для них все это невероятная экзотика.

Может быть что-то кого-то из национальных блюд поразило?

Ну, кончено, все хотят строганину. Всегда и везде. Абсолютно. Потом уже остановить нельзя. Муксун поражает воображение. Если смотреть на вылет фестиваля, то многие летят с рыбой.

А кого-нибудь на рыбалку может быть возили за период фестиваля?

Конечно, сейчас стало как-то похуже. В первые фестивали возили. У нас были, если посмотрите хронику, у нас актеры вылавливали больших рыб. Счастье было нереальное. Была рыбалка, по-моему Серебряное озеро это у вас называется. И одну из наших звёзд подошёл к лунке, ему дали удочку, и он вытаскивает очередную потрясающую рыбу. Счастлив, ходит, фотографируется. Эти фотографии есть в журналах. Не буду говорить, кто. А я смотрю, рыба то снулая, я понимаю, что она там уже была. Но мы не стали его разочаровывать. Он уехал счастливым, считая, что побил все рекорды. Поэтому самая большая рыба была, ну, не то, чтобы бутафорская, она была, конечно, рыба, но боюсь, что ее поймали за пару дней до фестиваля.

Самые важные новости вы можете найти в нашем  Telegram - канале

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях:
 ВКонтакте,  Одноклассники,  YouTube, подписывайтесь на наш канал в  Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи