Вт / 20 Октября 2020 /

Корабли в моей гавани - как югорские речники готовятся к навигации

06.04.2019 19:23
#Общество
#Ханты-Мансийск
Автор: Павел Желтов, Владимир Дадыко

 

Блестящие бока вычищенная до скрипа палуба - такими совсем скоро спустятся на воду югорские суда. Сейчас в затонах их скребут, красят, латают и отмывают.

Впрочем, красота - не главная цель. Шум ремонта на корабельных зимних стоянках - основательная подготовка к плаванию длиною полгода. Большинство югорских судов - это не пижонские прогулочные яхты, а настоящие рабочие лошадки. Они без устали курсируют весь сезон по голубым артериям региона. Одни возят грузы, другие – пассажиров, к слову, несколько тысяч за сезон, ну а кто-то несёт югорчанам радость в виде писем и посылок. 

Они не только матросы: команда почтового катера «Связь-9» и маляры, и по железу мастера, и в электрике понимают. До навигации остаётся меньше месяца. На воду катер должен сойти, как огурчик: тому обязывает статус единственного действующего почтового корабля. К слову, на зимовку судно выставили ближе всех к берегу, чтобы, когда пройдёт лёд, оно первым отправилось в труднодоступные посёлки - гружёное письмами и посылками.

В среднем почтовик проводит в дороге полгода: с мая по ноябрь. За это время он успевает пройти больше 20 тысяч километров - половину длины земного экватора. В путевом листе 4 поселка на Иртыше, еще 18 - на берегах Оби. В каждый нужно зайти, обменяться почтой. Капитан судна Леонид Гуржеев знает по именам всех начальников почтовых отделений на маршруте. Впрочем, говорит, что и просто жители частенько выходят встречать корабль.

Путь от Ханты-Мансийска до конечной точки маршрута - почти тысяча километров - занимает около недели. Команда должна быть уверена в исправности судна на все 100%, поэтому преднавигационные приготовления особенно тщательны. Ну а как только вскроются реки, начнётся романтика: волны, вахты, красивые пейзажи по берегам.

В затоне «Северречфлота» тоже шум ремонта. Пассажирская навигация откроется также совсем скоро. Безальтернативный для многих посёлков вид транспорта должен оставаться не только надёжным, но и комфортным. Поэтому у теплоходов обновляют салоны, проверяют двигатели. Здесь тоже работает правило - судно ремонтирует его команда.

Паргунькин.jpg
Олег Паргунькин, главный инженер АО «Северречфлот»: «Они готовят свое судно. Потому что на нём проводят почти шесть месяцев, на нём живут всей дружной семьёй. И поэтому готовят своё судно, чтобы оно их не подвело в навигацию, чтобы перевозка пассажиров была по расписанию».

В югорском северном речном флоте 30 скоростных пассажирских судов. Сеть маршрутов накрывает почти все труднодоступные посёлки региона. За навигацию корабли «Северречфлота» перевозят почти 350 тысяч пассажиров. Тип судов зависит от загруженности маршрута. Например, в Берёзово ходят большие «метеоры», а в посёлки Ханты-Мансийского района, суда поменьше. 

К слову, в эту навигацию здесь ждут пополнение: два новых «Валдая». Как рассказали ОТРК «Югра», первое судно на подводных крыльях придёт в Ханты-Мансийск уже в апреле. Оно заменит одну из «Линд», скорость которой почти в полтора раза ниже.

Камынина.jpg
Марина Камынина, заместитель генерального директора АО «Северречфлот»: «Характеристики этого судна очень оптимальны для нашего округа. Конкретно маршрут Ханты-Мансийск - Сургут. Загрузка на этом маршруте не очень большая. Пассажировместимость данного судна 45 мест, то есть, как раз хватает. В чём особенность: осадка – 1,10 м. Он на крыле идёт».

Ранняя весна хоть и обещает скорое начало навигации, но лёд на реках ещё стоит. А переправы на зимниках уже закрыли. Здесь пассажирам из труднодоступных мест на помощь приходит также флот, предлагая альтернативу вертолётам. Недавно на баланс поступило несколько судов на воздушной подушке. Им уж точно всё равно, по какой поверхности передвигаться – поедут и по льду, и по болоту, и по мелководью. 

Получается, что в транспортном смысле в Югре без рек не обойтись. Если зимой можно ездить в труднодоступные посёлки по зимникам, то летом это исключительно реки. Ну а в межнавигационный период - суда на воздушной подушке.

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, YouTube, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи