Этой осенью в силу вступил закон, запрещающий продавать алкоголь в жилых дворах и вблизи детских площадок. В Югре, по предварительным данным, это коснулось более 200 магазинов. С 1 сентября эти точки должны были прекратить торговать алкоголем, а до конца месяца подать заявление об исключении из лицензии. В противном случае им будет грозить приостановление деятельности.
Наливайки, пивнушки и алкомаркеты последние 10 лет уверенно захватили жилые комплексы. Так в Нижневартовске купить напитки покрепче можно по пути домой практически в каждом микрорайоне. Причем часть из таких торговых точек расположены прямо во дворах, где играют дети. И именно там собираются компании, которые этот алкоголь, к неудовольствию жителей, распивают.
Однако близость детских площадок - не единственный критерий. И именно это и вызвало вопросы у предпринимателей. Ведь даже если в пределах допустимого расстояния нет игровых зон, но магазин находится в жилом доме, продавать там алкоголь нельзя. Исключение - магазины, вход в который для посетителей находится со стороны красных линий улично-дорожной сети.
А что же такое эти красные линии? Давайте условно поделим город на микрорайоны, со всеми их внутриквартальными проездами. Красные линии - это линии улично-дорожной сети. Только на этих красных линиях можно размещать магазины, в которых, в свою очередь, можно продавать алкогольсодержащую продукцию. Причем эти магазины должны выходить именно на дорогу, а не на дворы и не на жилые подъезды.
«Формулировка закона, конкретно пункт 5 бьет по магазинам розничной торговли. Мы им предлагаем поработать пока без алкоголя. Все понимают, что они просядут по прибыли, возможно, какое-то время будут работать в минус или себе в убыток, но мы стараемся этот процесс как можно быстрее запустить, чтобы внести корректировки в формулировку», - поясняет Анатолий Лисин.
А между тем новый закон затрагивает действительно много предпринимателей Нижневартовска. Причем не только тех, кто специализируется на продаже алкоголя, как известная двухцветная сеть, и не только тех, кто, поставив пару столиков и назвав свое заведение «кафе», продает напитки покрепче круглосуточно, но и привычные жителям продмаги у дома.
Вместе с поредевшим ассортиментом падает и рентабельность магазина. Между тем, сами жители против его закрытия - для них удобно покупать продукты максимально близко к дому.
Когда в 2020 году закон, запрещающий реализацию алкоголя вблизи детских площадок, только принимался, Елена Нягович вместе с жителями нашла выход из ситуации и предложила сама, на свои средства перенести детскую площадку. Тогда бы закон соблюдался, и закрывать алкогольный отдел бы не пришлось, и двор бы преобразился. Для этого Елена собрала подписи жителей, провела топосъемку, подготовила и согласовала проект будущей площадки, которую хотела строить за свой счет. Но теперь это не поможет, так как в законе появились новые пункты.
А вот площадку, которая ранее находилась возле торгового центра «Славянский двор» - снесли. Она находилась на территории торгового центра, который, к слову, выходит на красную линию. Так что единственное условие, которое им нужно было соблюсти - убрать детский объект, и им бизнесмены решили пожертвовать, отдав предпочтение прибыли от продажи алкоголя.
Тем временем в торгово-промышленной палате Нижневартовска продолжают собирать обращения предпринимателей и рассматривать частные случаи, чтобы в дальнейшем можно было начать обсуждение возможных корректировок в законе. Чтобы и малый бизнес поддержать и убрать из дворов шумные наливайки.