Чт / 28 марта 2024 /

10.09.2022 18:30

Напитки покрепче отменяются. Как в Югре работает новый закон о запрете продавать алкоголь во дворах

10.09.2022 18:30
#Общество
#ХМАО - Югра
Автор: Регина Гауффе, Евгений Лоскутников, фото - ru.freepik

Читайте новости Югра ТВ
в удобном формате

Перейти в Дзен


Этой осенью в силу вступил закон, запрещающий продавать алкоголь в жилых дворах и вблизи детских площадок. В Югре, по предварительным данным, это коснулось более 200 магазинов. С 1 сентября эти точки должны были прекратить торговать алкоголем, а до конца месяца подать заявление об исключении из лицензии. В противном случае им будет грозить приостановление деятельности.

Наливайки, пивнушки и алкомаркеты последние 10 лет уверенно захватили жилые комплексы. Так в Нижневартовске купить напитки покрепче можно по пути домой практически в каждом микрорайоне. Причем часть из таких торговых точек расположены прямо во дворах, где играют дети. И именно там собираются компании, которые этот алкоголь, к неудовольствию жителей, распивают.

Костин.jpg
Виталий Костин, начальник управления лицензирования департамента экономического развития Югры: «Закон этот рождался не просто так, у нас еще в 2017 году были массовые обращения по поводу выноса объектов за пределы городской черты, тогда общественное обсуждение велось тоже очень широко и публично. В итоге было принято решение о нецелесообразности такого шага».
Обращения в адрес органов местного самоуправления продолжали поступать. Звучали они и во время встреч губернатора Югры с жителями населенных пунктов.

Меркушев.jpg
Владимир Меркушев, член Общественной палаты Югры: «Одно из обращений, которое было - ветеран труда России из Нижневартовска Екатерина Баландина пишет: «В соседнем доме открылся магазин, где продают алкоголь, со всего города приезжают днем и ночью, покупатели собираются у подъездов, мусорят, шумят - мы не можем открыть балконы, постоянно слышим ругань, неоднократно вызывали полицию».
В итоге в 2020 году закон был принят, правда, в силу вступил только спустя 2 года, в этом сентябре. Как оказалось, не все предприниматели успели к нему подготовиться, а еще не все оказались согласны с некоторыми пунктами.

Лисин.jpg
Анатолий Лисин, президент торгово-промышленной палаты г. Нижневартовска: «Мы, как торгово-промышленная палата, считаем, что принятый закон нужен, и он в целом имеет правильные цели - во дворах действительно не должны торговать алкогольными напитками, близость детских площадок - это действительно хороший критерий ограничения такой продажи».

Однако близость детских площадок - не единственный критерий. И именно это и вызвало вопросы у предпринимателей. Ведь даже если в пределах допустимого расстояния нет игровых зон, но магазин находится в жилом доме, продавать там алкоголь нельзя. Исключение - магазины, вход в который для посетителей находится со стороны красных линий улично-дорожной сети.

А что же такое эти красные линии? Давайте условно поделим город на микрорайоны, со всеми их внутриквартальными проездами. Красные линии - это линии улично-дорожной сети. Только на этих красных линиях можно размещать магазины, в которых, в свою очередь, можно продавать алкогольсодержащую продукцию. Причем эти магазины должны выходить именно на дорогу, а не на дворы и не на жилые подъезды.

«Формулировка закона, конкретно пункт 5 бьет по магазинам розничной торговли. Мы им предлагаем поработать пока без алкоголя. Все понимают, что они просядут по прибыли, возможно, какое-то время будут работать в минус или себе в убыток, но мы стараемся этот процесс как можно быстрее запустить, чтобы внести корректировки в формулировку», - поясняет Анатолий Лисин.

А между тем новый закон затрагивает действительно много предпринимателей Нижневартовска. Причем не только тех, кто специализируется на продаже алкоголя, как известная двухцветная сеть, и не только тех, кто, поставив пару столиков и назвав свое заведение «кафе», продает напитки покрепче круглосуточно, но и привычные жителям продмаги у дома.

Мурашко.jpg
Ирина Мурашко, заместитель главы г. Нижневартовска по экономике и финансам: «У нас 370 лицензий выдано на осуществление предпринимательской деятельности - на реализацию алкогольной продукции. По нашим проведенным аналитическим данным, где-то порядка 50% продмагов - это микрорайоны».
Магазин за 13 лет работы для жителей 11 микрорайона Нижневартовска стал своим, семейным. Продавцы знают покупателей, покупатели знают продавцов и ассортимент. В магазине два отдела, но один уже закрыл свои двери и не за горами закрытие второго. Сейчас витрины отдела, где можно было купить алкоголь и закуски, уже пусты. Соседний отдел, куда жители ходят за хлебом и молоком пока открыт, но сможет ли он продолжить работу дальше, неизвестно.

Нягович.jpg
Елена Нягович, индивидуальный предприниматель: «Дело не в алкоголе, не в этом пиве. Дело в том, что в продуктовом магазине должен быть ассортимент. Убирая пиво, убирая водку, посмотрите сколько у нас выпадает ассортимента товаров. Снеки, рыба холодного копчения, горячего копчения. Ну, процентов 45 ассортимента магазина просто уходит. Потому что человек, который приходит за колбасой, орешки не будет покупать».

Вместе с поредевшим ассортиментом падает и рентабельность магазина. Между тем, сами жители против его закрытия - для них удобно покупать продукты максимально близко к дому. 

Когда в 2020 году закон, запрещающий реализацию алкоголя вблизи детских площадок, только принимался, Елена Нягович вместе с жителями нашла выход из ситуации и предложила сама, на свои средства перенести детскую площадку. Тогда бы закон соблюдался, и закрывать алкогольный отдел бы не пришлось, и двор бы преобразился. Для этого Елена собрала подписи жителей, провела топосъемку, подготовила и согласовала проект будущей площадки, которую хотела строить за свой счет. Но теперь это не поможет, так как в законе появились новые пункты.

А вот площадку, которая ранее находилась возле торгового центра «Славянский двор» - снесли. Она находилась на территории торгового центра, который, к слову, выходит на красную линию. Так что единственное условие, которое им нужно было соблюсти - убрать детский объект, и им бизнесмены решили пожертвовать, отдав предпочтение прибыли от продажи алкоголя.

Тем временем в торгово-промышленной палате Нижневартовска продолжают собирать обращения предпринимателей и рассматривать частные случаи, чтобы в дальнейшем можно было начать обсуждение возможных корректировок в законе. Чтобы и малый бизнес поддержать и убрать из дворов шумные наливайки.

Самые важные новости вы можете найти в нашем  Telegram - канале

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях:
 ВКонтакте,  Одноклассники,  YouTube, подписывайтесь на наш канал в  Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи