Сб / 24 Октября 2020 /

Последнее пристанище кораблей. В Югре избавляются от ржавых нелегальных судов

20.10.2018 19:34
#Общество
#ХМАО - Югра
Автор: Павел Желтов, Елена Каткова, Виктор Сивков, Алексей Шахмаев


Сюжет о техногенных подводных рифах, получил продолжение. Напомним, речь зашла о берегах югорских рек и брошенных на них судах.

Тревогу тогда забили члены Общероссийского народного фронта. Они устроили рейд по акваториям округа. Проверяли, как исполняется указ президента РФ по освобождению берегов от техногенного мусора. Оказалось, за редким исключением, проблема металлолома в водоохранной зоне есть у каждого муниципалитета. И каждый ищет возможности ее решить.

Первозданная чистота вдоль рек, которыми так гордятся югорчане, нет-нет, да нарушается следами человека. Причём такими, что сама природа справиться не может - если не убрать с берегов остовы судов, то ржаветь они тут будут ещё очень долго. Отравляя экосистему.

Сенник.jpg
Сергей Сенник, начальник ханты-мансийского отделения научного института рыбного хозяйства «Госрыбцентр»: «Это отрицательно влияет при воспроизводстве рыб, когда рыба наиболее уязвима - на стадии икры, личинки. Когда металл находится в воде долгое время, он окисляется. Соответственно окись железа попадает в воду».
 
Печерица.jpg
Евгений Печерица, член регионального штаба ОНФ: «Проехали по Иртышу и Оби, посетили посёлки: Луговской, Белогорье и Троицу. Там мы тоже нашли на берегах брошенные баржи, понтоны, какие-то судовые механизмы, двигатели».

По мнению общественников, некоторые из найденных ими корабельных останков юридически не существуют. То есть их, по муниципальному контракту уже распилили и увезли. 

Однако во время рейда проверяющие на себе почувствовали наличие металлолома в воде - напоролись на металл днищем лодки. Фотографии и просьбу объяснить ситуацию направили в прокуратуру. Там рассказали, только в одном Ханты-Мансийском районе было шесть исков с требованием убрать из акваторий металлолом. И об их исполнении в официальных документах стоят отметки.

Жуков.jpg
Роман Жуков, заместитель ханты-мансийского межрайонного природоохранного прокурора: «В данном случае у нас поступило обращение о том, что у нас администрация ненадлежащим образом Ханты-Мансийского района, в частности, были приняты работы, которые фактически не были выполнены. В ходе проверки по данному доводу будет обязательно дана оценка, то есть, являлось ли это предметом судебного решения, именно это конкретное судно».

Почти стометровый танкер - пожалуй, самый большой корабль, который общественники нашли в ходе проверки берегов рек Обь-Иртышского бассейна. Стоит здесь уже несколько лет, даже дерево успело вырасти в ящике для песка. По слухам, с момента его появления на правом берегу Иртыша, не использовался по назначению ни разу. Тем интереснее основания его нахождения здесь. 

После выхода сюжета об этой пахнущей нефтепродуктами громадине на телеканале «Югра» в администрации окружной столицы вдруг тоже заинтересовались - почему это она тут стоит. И даже нашли собственника. Кто он - журналистам не сказали, но по своим источникам удалось выяснить, что корабль принадлежит фирме из Омска. Более того, установлен факт незаконного занятия земли. Однако распилить и вывезти корабельные останки городские власти пока не могут, раз они кому-то принадлежат.

Волошенюк.jpg
Владимир Волошенюк, заместитель начальника управления муниципального контроля г. Ханты-Мансийска: «Как правило, такие мероприятия проводятся по бесхозяйному имуществу. Где хозяина корабля установить не удалось, имущество брошено, такие мероприятия проводятся. Сейчас в данном случае мы работаем как раз с владельцем данного корабля».
Впрочем, пока в одних муниципалитетах ищут хозяев, в других уже принимают меры. В Берёзовском районе проблема захламлённости берегов тоже актуальна. Однако здесь уже продвинулись на несколько шагов по ее ликвидации.

Гентов.jpg
Владимир Гентов, начальник отдела управления жилищного хозяйства администрации Берёзовского района: «На сегодняшний день определён победитель, заключен муниципальный контракт и в настоящее время, как говорит подрядчик, в понедельник начнутся работы по ликвидации несанкционированных отходов. Это металлические конструкции, деревянные отходы крупногабаритные, на береговой зоне».
Один из передовиков по утилизации мёртвых кораблей - Кондинский район. Пару лет назад решением суда здесь постановили убрать 16 брошенных катеров и барж. Найденные во время процедуры другие суда тоже решили не оставлять на берегах Конды. Впрочем, как признаются в администрации муниципалитета, всё время находятся новые, так что объём предстоящей работы растёт.

Мармышев.jpg
Андрей Мармышев, начальник отдела недропользования и экологии Кондинского района: «В настоящий момент утилизации подлежит еще порядка 20 с лишним судов. То есть, в настоящий момент акция считается не законченной, поскольку производственные отходы, образовавшиеся в результате судоходства до сих пор захламляют наши берега».
Справедливости ради, стоит отметить, что работа по очистке берегов в Югре проводится регулярно. Ещё 10 лет назад на учёте у речников было 250 брошенных барж и понтонов. Сегодня железа в акваториях гораздо меньше. Однако пропороть дно катера всё ещё есть, обо что.
Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, YouTube, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи