Сб / 22 Февраля 2020 /

Пристанищем уникального древнего судна, найденного в Югре, стал ангар

13.12.2019 19:06
#Общество
#Нижневартовск
Автор: Алексей Шабанов, Евгений Лоскутников, фото – архив ОТРК «Югра»


Один из самых необычных экспонатов в Югре - уникальная кирьясская барка. Деревянное судно предположительно построили в XVIII веке, а обнаружили случайно в конце 1990-х на берегу протоки Кирияс недалеко от Мегиона. До 2015 года необычную находку никто не трогал. На транспортировку барки не было денег. В итоге, от того, что обнаружили почти в целости и сохранности осталась существенная, но всё же часть. Благодаря президентскому гранту и финансовой помощи меценатов археологи разобрали судно и вывезли в Нижневартовск. Сейчас кирьясская барка находится в краеведческом музее. Правда, в очень интересном состоянии.

Ангар - временное пристанище для кириясской барки. Его площадь 300 квадратных метров. Меньшее помещение просто не вместило бы ценный экспонат. Здесь сейчас ожидают своего часа шпангоуты, борта и корма. В течение 3 лет дерево очищали от грязи и ила, и пропитывали специальными растворами.

Катаева.jpg
Наталия Катаева, главный хранитель Нижневартовского краеведческого музея имени Тимофея Шуваева: «Сушка проходит в естественных условиях. Дерево было мокрое, оно практически из воды. Та часть, которая была в воде, прекрасно сохранилась. Все специалисты отметили отличную сохранность дерева в той части, которая находилась в воде».
Небольшая часть барки сейчас находится в экспозиции музея. Это всего 1/8, но максимум, что пока можно сделать. Ведь полная длина лодки 34 метра, а ширина 7. Такую махину не вместить в обычный зал, поэтому здесь только носовая часть.

Катилевский.jpg
Владимир Катилевский, заведующий сектором комплексной безопасности Нижневартовского краеведческого музея имени Тимофея Шуваева: «Налёт был большой. Гнили много было. Сняли грязь, сняли труху, законсервировали. Сейчас это плотное, пропитанное дерево. Нам помогает эксперт из Санкт-Петербурга, который разработал специальный раствор. Мы им пропитали, и всё хранится».
О том, когда барка была построена, исследователи спорят до сих пор спорят. Анализ древесины указывает на XVIII век, а структура корпуса свидетельствует, что судно могло появиться на 100 лет раньше. В любом случае специалисты утверждают, что это самое хорошо сохранившееся крупное деревянное судно в России. Его детальное изучение могло бы много дать историкам флота, а также учёным, которые занимаются вопросами покорения Сибири.

Кухтерин.jpg
Сергей Кухтерин, археолог: «Мы не имеем никакой информации о традиционном северо-русском судостроении. Однако, немного-немало, на его основании, поморской традиции судов были освоены земли: от Урала до Тихого океана».
После того, как барку перевезли в город, исследователи провели её полное сканирование, на основе которого изготовили 3D-модель.

Скоробогатова.jpg
Анна Скоробогатова, руководитель археологической экспедиции: «Сначала это будет виртуальная модель, которую можно будет рассматривать, как ролик. При помощи полученного материала на 3D-сканере можно будет изготовить модель в любом масштабе».

Конечно, предел мечтаний учёных - вновь полностью собрать барку. В музее говорят, что все подготовительные работы завершены и хоть завтра готовы приступить к монтажу. Проблема в том, что огромную лодку пока негде экспонировать. Дедушке русского флота - ботику Петра Великого - посвящён целый музей-усадьба. Почему бы не сделать экспозицию для кирьясской барки. 

Комсомольское озеро Нижневартовска - именно здесь 5 лет назад запланировали построить специальный павильон для демонстрации кирьясской барки. Планы так и остались планами. Сейчас музейные работники говорят о том, что хотелось бы получить под экспозицию приспособленное помещение. Пока же можно довольствоваться только фотографиями и виртуальной презентацией, возможно, самого старого деревянного русского судна.

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, YouTube, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен