Пн / 19 Октября 2020 /

Сейчас посёлок Суеватпауль можно увидеть только на картине югорского художника

03.09.2018 15:29
#Общество
#ХМАО - Югра
Автор: Анжелика Сигарева, Григорий Апанасюк


Более 40 лет Владимир Александрович Игошев - народный художник СССР, ездил по всему миру в поисках тем для своих этюдов, но всегда возвращался в югорский край. Именно здесь он определился с главной темой своей живописи - коренные малочисленные народы Севера.

В 1991 году создал легендарную работу «Воспоминание о Суеватпауле». Сегодня картина, где изображен этот мансийский поселок, хранится в доме-музее народного художника Владимира Игошева.

Белов.jpg
Владимир Белов, хранитель фондов Дома-музея народного художника СССР Владимира Игошева: «Картина «Воспоминание о Суеватпауле» была приобретена у художника в 1997 году. После окончания его персональной выставки, которая проходила в Музее Природы и Человека».
В 1954 году художник впервые посетил Суеватпауль. Как живут коренные народы Севера в этом снежном поселке - первое, что захотел узнать живописец. Так он создал этюд - «Суеватпауль». Сегодня, эта работа хранится в Музее Природы и человека.

Игошев.jpg
Владимир Игошев, народный художник СССР: «Я писал какой-то небольшой этюд на берегу Лозьвы, и слышу колокольчик звенит. А это шаркунцы звенят такие, оленьи. И из-за поворота выбегает оленья упряжка. А на ней каюк сидит на нартах с хореем, погоняет. И я увидел это как виденье какое-то. Я был буквально ошарашен. Как сейчас, частенько говорят: «Обалдел».
После поездки мысль об этом волшебном для художника месте не оставляла его еще долго. Спустя 37 лет он написал картину «Воспоминание о Суеватпауле», где изобразил то же место, только в этот раз совсем по-другому.

Сухорукова.jpg
Надежда Сухорукова, заведующая Домом-музеем народного художника СССР Владимира Игошева: «Можно сравнить тот дневной, светлый, подробно написанный пейзаж - завораживает своей глубиной, виртуозно написанным снегом».

По мнению современников, Владимир Игошев был лучшим художником России, который умел писать снег - его живописец изображал абсолютно по-своему. Сначала наносил серый тон, после - фиолетовый и розовый. Так появлялся белый оттенок. Эта картина не просто пейзаж, здесь присутствует и жанровая сцена.

Несмотря на то, что картина написана крупными мазками, это не помешало художнику детально изобразить людей, оленей и собаку. Если подойти к картине ближе, кажется, будто смотришь на них под увеличительным стеклом.

Сегодня на удивительную природу Суеватпауля можно любоваться только смотря на эту картину - сам поселок уже давно заброшен. Картина написана так, что при дневном свете в музее кажется, что и в Суеватпауле тоже день. Но стоит только погасить свет, мансийский посёлок словно впадает в сон. А потому даже сегодня можно смотреть и на дневной Суеватпауль, и на вечерний.

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, YouTube, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи