Они провожали учеников на фронт, получали похоронки и уходили сами, учили детей без скидок на войну и не предавали свои идеалы. Как работали учителя-фронтовики и какие уроки жизни преподавали поколению?
Юрий Георгиевич Созонов ушел на фронт после 9 класса. Всю войну прошел разведчиком. Ему посчастливилось вернуться домой, в родную школу, где вскоре он стал директором. На фронте он и подумать не мог, что когда-нибудь возьмет в руки старый классный журнал. Напротив фамилий своих одноклассников там будет стоять лишь одна запись - погиб.
В первой школе имени Юрия Созонова расположен музей, где представлены только подлинные экспонаты. Так Созонов собственноручно создавал историю. Сохранял память о погибших ровесниках. Тысячи писем, похоронок, военной атрибутики и даже хлеб из блокадного Ленинграда - все это труд созданного им поискового отряда «Ровесники».
«Действительно Юрий Георгиевич был очень одержимым человеком с точки зрения увековечивания памяти тех выпускников, тех учеников школы, которые может быть даже и не успели закончить школу, но добровольцами ушли на фронт. Его главным делом стало - увековечить их память и пройтись по местам боев, где служили и где похоронены наши выпускники», - рассказывает Татьяна Пуртова.
Учителем по призванию был и Георгий Величко. Еще школьником он обучал солдат грамоте в татарском 35-м полку. На фронт его призвали в мае 1942, а в декабре после ранения он лишился ноги. Под его руководством учились и выпускались те, чьи имена знают по всему миру.
Хантыйская сказительница Мария Волдина рассказывает, как учитель уберег ее от ошибки. Не дал уйти из школы, когда в семье будущей поэтессы отец лишился глаза. Тогда девочка специально начала учиться на одни единицы.