Автор: Сергей Коробков, Алексей Шабанов, Юрий Гурьев, Леонид Чемляков, фото - ugra-news.ru
Удивительная в своей масштабности и сложности операция по расселению балков, которую провели в Югре, имеет все шансы войти в учебники истории.
Под хруст старого дерева и шум дизельного двигателя уходит в историю балочная Югра. Появившись полвека назад под такой же аккомпанемент тяжёлой техники, балки стали своеобразным символом эпохи промышленного освоения Западной Сибири. Таким символом временности трудностей на пути к светлому завтра. Так было до 2010 года, пока руководство региона не задалось целью разрубить этот гордиев узел.
Сначала провели поголовную перепись всех балков по всему округу. На это ушло два года. Одновременно разрабатывали программу и нормативную базу. А с 2012 заработал процесс переселения. В списках оказалось почти десять тысяч балков. К началу нынешнего года их осталось на порядок меньше.
Наталья Комарова, губернатор Югры: «Ресурсами, необходимыми для выполнения этой задачи, муниципалитеты были обеспечены в 2018, 2019 году. Стопроцентно я имею ввиду. Важно понять, что при наличии ресурсов нужно сделать, чтобы выполнить эту задачу».
2020 год должен завершить десятилетнюю войну с балками полным разгромом последних. Причём в буквальном смысле. После расселения все эти времянки-долгожители должны быть снесены. Мегион - один из семи муниципалитетов, где балки ещё остались. На реализацию программы здесь уже израсходовали свыше одного миллиарда рублей. Новое жильё получили сотни семей. Своей очереди ждут последние три десятка.
Юлия Котенович, начальник управления жилищной политики администрации Мегиона: «В 2020 году наша задача - решить балочную проблему. А это расселить жилые балки. В Мегионе сегодня осталось 29. А так же полностью ликвидировать расселённые строения. Сегодня департамент муниципальной собственности города Мегиона готовит документы для выдачи гарантийных писем. Гарантийные письма мы начнём выдавать в конце февраля».
Светлана Блинова приехала в Мегион в 1978 году, ещё ребёнком. До октября 2019 года её семья жила в балке. И вот теперь они познают все грани значения слова комфорт.
Светлана Блинова: «Наверно, с 2004 года мы как начали пытаться пройти как непригодные для проживания, ветхие. Много было программ. Мы по всяким причина не попадали в эти программы. Но вот чудо совершилось. В 2019 году, в сентябре нас пригласили, вручили информационное письмо о том, что мы утверждены по этой программе переселения».
В семье Светланы четверо детей. Старшие уже работают или учатся в вузах. Младшая поступила в колледж. Когда встал вопрос выбора, семья решила взять сертификаты. Это позволило старшим детям обзавестись собственным жильём.
История семьи Блиновых всего лишь одна из тысячи похожих. После стольких лет ожидания у людей появляется свой настоящий дом. Конечно, столь масштабное мероприятие не могло пройти абсолютно гладко. Есть ситуации, когда не обойтись без помощи суда. Иногда для понуждения граждан не желающих освобождать нажитое место, но чаще для другого.
Алексей Ракитский, директор департамента строительства Югры: «Самые многочисленные обращения граждан в судебные органы, что касается решения данного вопроса расселения из приспособленных строений, касаются установления срока вселения граждан в эти приспособленные строения. И, соответственно, способа их расселения. Зачастую такие граждане попросту не имели прописки в данных строениях, не имеют документов, подтверждающих право вселения в данное приспособленное строение. В связи с чем приходится устанавливать такой факт в судебном порядке».
Югорская программа расселения балков, кроме масштаба, уникальна ещё одним моментом. Практически всегда, когда речь идёт о взаимодействии власти и населения, не обходится без обращений граждан в Общественную палату или в ОНФ с жалобами. Но по этой программе жалоб нет. Общественная палата фиксирует лишь просьбы разъяснить права.
Сергей Дмитриев, член Общественной палаты Югры: «Можно балок поставить на частной земле, и сказать я балочник. Но это другая тема. Мы же говорим о созданных государством временного размещения жителей. Поэтому тут надо, чтобы люди тоже понимали. Вот в этом отношении есть устные обращения. И разъяснения люди получают, и дальше не идут».
На сегодняшний день нерасселённые балки остаются в семи муниципалитетах: Сургут, Нижневартовск, Мегион, Нягань, Нефтеюганск и Нефтеюганский район, Пыть-Ях. Местные администрации уже представили планы, как этот вопрос закрыть. Окружному бюджету это обойдётся чуть больше, чем в миллиард рублей. Остальное добавят муниципалитеты, деньги у них уже зарезервированы. Так что фейерверки 31 декабря 2020 вполне можно будет считать салютами в честь победы над балками.
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи
Поделиться:
Комментарии
и
ибадов тельман
09.06.2020 23:03
я ибадов тельман сардар оглы город НефтеюганскПоселок ЮЕН Су 10 балок 1в живу с семьей с2005 года Участвовал в боевых действиях в Афганистане и верный служил и награжден за боевой действия медалей и награды женат двое дети дети учиться комереческиий институтах
Согласно жилищный Департамента город Нефтеюганск собирали документы прошло суд удачно выиграли департамент жилищной услуга Город Нефтеюганск отказал получение субсидии Отправлено документа суд город Ханты-Мансийск осудили без нас и онулирвали решения суда и мы оталис без ни чего а мне говорят призошло ошибка больше ничего не говорят и ничего не обещают не знаю как дальше жить прошу помочь у меня достаточно доказательства есть весь городок могут стать свидетелем того я с семьей с 2005 года живем по адресу ЮЭН балок 1в Прошу помочь нам я верю губернатор ХМАО Наталья Комарова поможет нам и не оставит нас в бедах
Комментарии