В своё время развитие нефтяной отрасли региона подстегнуло строительство железнодорожной ветки от Сургута до Нижневартовска. Первый поезд прибыл в столицу Самотлора 40 лет назад. Для молодого нефтяного города это событие стало настоящим праздником. 200-километровую железнодорожную ветку строители проложили всего за три года. Работать пришлось в тяжелейших условиях, но первопроходцы с задачей справились. И вот спустя 40 лет их труду снова воздают должное.
Тогда 40 лет назад музыка на открытии железной дороги не звучала, так как мешал сильный мороз. Собственно все три года он досаждал строителям. А ещё болота, комары и нехватка стройматериалов. Именно все это помешало закончить работы к самому почитаемому советскому празднику - Дню Октябрьской революции.
Впрочем, это «не успели» более чем условно, ведь в итоге работы закончили на год раньше, чем планировали. Экспедиция строительно-монтажного поезда №227 высадилась в районе Мегиона в 1973 году. Работать пришлось одновременно в двух направлениях: идти на запад, навстречу сургутской бригаде и пробиваться на восток через самотлорские болота.
Сейчас в Нижневартовск прибывает несколько поездов в день. И нынешние пассажиры не догадываются, что для первого поезда не только станции, даже платформы предусмотрено не было, просто разровняли площадку в поле.
Во дворце искусств столицы Самотлора открыли выставку «Сквозь вековые кедры». В экспозицию, которую создали по инициативе ветеранов-строителей, вошли образцы проектной документации, строительные инструменты и десятки фотографий. Некоторые из них уникальны - материалы по крупицам собирали в музеях и личных архивах.
Мероприятия, посвящённые прибытию первого поезда, дали официальный старт празднованию грядущего 45-летия Нижневартовска, которое будет в марте 2017 года.