Чт / 21 Июня 2018 /

Власти Югры намерены узнать, сколько же аутистов на самом деле проживает в округе

07.04.2018 19:34
#Общество
#ХМАО - Югра
Автор: Милана Поварницина, Ильдар Муратов, Евгений Лоскутников, Юрий Гурьев, Александр Шулдиков


Эта неделя в Югре прошла под знаком синего цвета. В воздух запустили синие шары, а дома предстали в необычном, фантастическом освещении. Таким образом, югорчане поддержали детей с аутизмом. Однако помогают в округе таким особенным детям не один раз в год, а стараются это делать постоянно. Эту роль на себя взяли общественность и власть.

Так, в Ханты-Мансийске была сформирована рабочая группа по развитию региональной системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. А в мае прошлого года принята сама Концепция помощи.

Диагноз «Расстройство аутистического спектра» сыну Светланы поставили в 3 года. Принять новую реальность оказалось непросто. Проблема была и в другом - специалистов, готовых работать с такими людьми в регионе практически не было. И тогда мама сама решила стать дипломированным экспертом.

Жуковская.jpg
Светлана Жуковская, жительница г. Ханты-Мансийска: «Первое образование - экономист оказалось мне не нужным, работать я уже не могла, так как большую часть времени посвящала ребенку. Пришла к мысли, что надо совмещать полезное и приятное».

Теперь Светлана - кинезиотерапевт. Она лечит через движение. То есть реабилитолог, массажист и специалист по лечебной гимнастике в одном лице. Чуть ли ни единственный в столице Югры. И ещё - в довольно скучный и однообразный процесс она вносит творческое начало. Иногда это игры с сенсорным материалом, а иногда - с водой. 

«Дети дождя» часто уходят в себя, им сложно адаптироваться. Терапия помогает успокоиться и воспринимать мир уже менее враждебно. Персональный подход к особенным детям находят и в Ханты-Мансийском реабилитационном центре. Здесь специалистов целый штат: социальные педагоги, психологи, инструкторы и логопеды.

Водостоева.jpg
Оксана Водостоева, заведующая отделением Ханты-Мансийского реабилитационного центра: «Это социально-педагогическая реабилитация, социально-психологическая. Специалисты строят работу индивидуально с каждым ребёнком, ставят задачи для решения определённой проблемы».
И, тем не менее, во всём округе не хватает специалистов, в том числе инклюзивного образования. К примеру, тьюторов - наставников, которые сопровождают таких детей и помогают им освоиться в школе - по пальцам перечесть.

Якубенок.jpg
Оксана Якубенок, заместитель председателя общественной организации «Солнце на ладони»: «Эта работа гораздо более трудозатратная, чем работа с обычным ребёнком. И специалистам нужна мотивация, чтобы работать с такими детьми. Найти готовых специалистов - очень сложно».
 
Шпицберг.jpg
Игорь Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»: «Инклюзия - необходимая вещь. Это возможность для детей с особенностями развития жить в мире большом, общем мире со всеми остальными людьми. Если они не имеют такой возможности, они оказываются в изоляции и ущемляются в правах».
Есть и другая сторона проблемы - существующие специалисты не всегда в курсе последних наработок и методик в области образования детей с аутизмом. И здесь на помощь должна прийти Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Документ создавался в Югре совместно с чиновниками, родителями и экспертами.

Шпицберг.jpg
Игорь Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»: «Процесс идёт, но нельзя говорить о том, что результат достигнут. Он будет достигнут тогда, когда все дети с аутизмом в регионе получат помощь. Пока есть движение в правильном направлении. И огромное спасибо органами власти, которые это движение поддерживают. Родителям, которые помогают. Специалистам, которые проявляют интерес».
Как сообщили ОТРК «Югра», к проекту подключились уже более 200 учреждений округа в разных сферах. В муниципалитетах сформировали правовую базу, организовали рабочие группы по реализации концепции. А самое главное, начали учить этой нелёгкой работе.

Давиденко.jpg
Светлана Давиденко, директор Департамента социального развития Югры: «Умение общаться, работать с этой категорией граждан - стоит на втором этапе. Без образования и умения социализацию сложно проводить. Поэтому задача всей отрасли и муниципалитетов - обучение специалистов».
Родители, более ста пятидесяти человек, тоже повысили свой уровень компетенций. Сейчас одна из задач - создать единую онлайн-площадку для обмена опытом и информацией.

Кольцов.jpg
Всеволод Кольцов, заместитель губернатора Югры: «Нам обязательно нужен единый централизованный ресурс, а неразобщённое количество сайтов, который создавал бы площадку для обмена передовыми технологиями реабилитации. Это может касаться не только медицинских, но социальных технологий».

В планах также - выработать единый подход к постановке диагноза. Важнейшая задача при аутизме - раннее диагностирование. Чем раньше начнётся коррекция, тем выше вероятность позитивного результата. 

А пока что в Югре даже нет единой базы данных об особенных детях. По информации одного ведомства - югорские семьи воспитывают более 400 детей с расстройством аутистического спектра, другого - чуть более 250. На то, чтобы свести данные воедино и подвести первые итоги у региональной рабочей группы будет полгода. Более чем достаточно, уверены энтузиасты.

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, YouTube, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен