Чт / 30 июня 2022 /

Временные ограничения на продажу алкоголя в Югре не приносят позитивного результата

04.03.2022 09:17
#Общество
#ХМАО - Югра
Автор: фото - Центр социальных медиа Югры

Читать новости Югра ТВ в

Сегодня в Югре продолжают действовать ограничения на покупку алкоголя в розницу с 8:00 до 20:00. Однако отмечается, что запретительные меры больше не дают положительный эффект и не приводят к развитию культуры потребления алкоголя в регионе. Об этом журналистам автономного округа рассказали специалисты ВЦИОМ по итогам исследования специфики потребления алкогольной продукции, а также влияния введенных ограничений на территории региона.

Как оказалось, самыми популярными алкогольными напитками у югорчан являются вино, пиво и крепкие спиртные напитки. Главные обстоятельства употребления алкоголя – праздники, распитие в компании, с близкими и во время отдыха на природе. Реже в качестве обоснования употребления алкоголя назывались эмоциональные причины: стресс, «для аппетита», для поднятия настроения, как «способ лечения» или вообще без повода.

А вот самыми распространенными причинами сокращения объемов потребления или полного отказа от алкоголя становятся не регуляторные ограничения, а ухудшение состояния здоровья, желание вести здоровый образ жизни или беременность. Реже – влияние окружения, занятость, финансовые соображения.

«Респонденты оценивают влияние запретительных мер достаточно слабо. Ограничения фактически потеряли свою эффективность. Как только их приняли, был мощнейший рывок по сокращению потребление алкоголя. За три-четыре года только число курильщиков сократилось на четверть. Это было гигантское достижение. Но в последнее время эта цифра уже не меняется. Нужно сместить акцент на позитивную мотивацию отказа. Прорыв последних лет в том, что в стране наметился тренд на здоровый образ жизни среди молодежи. Это большое достижение», – сообщил директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин.

С ним соглашаются и представители Ассоциации компаний розничной торговли, отмечая, что ограничения и запреты на молодежь, например, действуют прямо противоположно.

«Запретительные меры себя исчерпали. Они в основном касаются именно легального сектора, и нагрузка на него все время возрастает. Например, есть проблемы отдаленных сельских местностей, где магазинам иногда просто невыгодно легально торговать алкоголем. Очень велики риски. Поэтому может быть выгоднее даже торговать контрафактом. Тут и кроется наша беда. Поэтому нужно думать, куда идти дальше. Мы уже достаточно ограничивали, нужны мотивирующие стимулы, чтобы уйти от злоупотребления алкоголем», – заметил представитель АКОРТ Владимир Ионкин.

Вместе с этим и большинство опрошенных ВЦИОМ респондентов голосуют за продление времени продажи алкоголя или полную отмену ограничений. Кроме того, около 50% опрошенных отметили, что ограничения по времени его продажи влияют на рост контрафактной продукции. Столько же полагают, что, если регулирование ужесточать, то потребители будут чаще прибегать к нелегальным способам – будут приобретать его нелегально или заниматься самостоятельным приготовлением. Только треть придерживается мнения, что пользоваться будут легальными методами – покупать алкоголь про запас или в другой день, или ходить в специальные заведения.

«Если посмотреть тенденцию продажи алкогольной продукции за последние 5 лет, то с 2018 года мы вышли на определенное плато. Но это легальный рынок. При вводе бездумных ограничений большинство потребителей уйдет в нелегальный рынок. Мы все помним ситуацию с метанолом. Это тоже часть нелегального рынка, хотя метиловый спирт по определению вообще не алкоголь, а яд. Для того, чтобы стабилизировать ситуацию и учесть все интересы, нужно комплексно взаимодействовать и применять весь спектр ресурсов, которыми мы на сегодняшний день владеем. И сточки зрения положительной мотивации тоже», – заключил руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу Юрий Чащин.

Эксперты также заметили, что увеличение времени легальной продажи алкогольной продукции могло бы положительно сказаться на развитии культуры потребления алкоголя в регионе и сократить продажи утренних «похмельных» объемов. По их мнению, приобретение слабоалкогольных напитков, которые горожане употребляют скорее для удовольствия и в небольших количествах, нередко происходит в послерабочее время, а не утром или в разгар рабочего дня. В связи с этим действующий запрет продажи после 20 часов скорее несет негативные последствия для формирования культуры в целом.

 

Опрос ВЦИОМ проводился по телефону среди жителей ХМАО старше 18 лет. В опросе приняли участие более 1000 респондентов. 

Самые важные новости вы можете найти в нашем  Telegram - канале

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях:
 ВКонтакте,  Одноклассники,  YouTube, подписывайтесь на наш канал в  Яндекс.Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи