29.11.2024 19:00
#Общество
#ХМАО - Югра
Автор: Екатерина Нефёдова, фото - Центр социальных медиа Югры
Беженцы или уже югорчане? Третий год в наш регион прибывают эвакуированные граждане из Украины, Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. Кого-то тут ждут родственники, другие просто едут подальше от зоны боевых действий, вдоволь намучившись от обстрелов, устав прятаться в подвалах. Что их ждёт на далёкой югорской земле?
Людмила Дидус, вынужденная переселенка из ЛНР: «У нас были такие разговоры в городе, что не стоит ехать, когда объявили эвакуацию, мол, вы будете стоять в очередях, там тысячи людей стоит. Мы подъехали к таможне и не было никого, очень быстро прошли. Нас встретили МЧС РФ, сразу чаем тёплым напоили и сопроводили дальше. По назначению приехали в Сургут. Почему в Сургут, потому что на тот момент здесь находился мой муж. Мы планировали переезд, но не в таком быстром режиме - всё бросать, оставлять и уезжать, но так сложились обстоятельства».
Обстоятельства или даже судьба привели Людмилу в Гуманитарный добровольческий корпус. Пришла за помощью, а осталась работать.
Дмитрий Подчувалов, руководитель гуманитарных проектов Гуманитарного добровольческого корпуса: «Людмила заведующая складом, она знает про гуманитарку, которую мы отправляем из округа всё, на любой вопрос, может найти посылку по памяти, она очень компетентна. Она изначально жила в Луганской народной республике, волею судеб она появилась в Сургуте, она знает всю ситуацию, как тяжело, зачем мы туда отправляем, она знает этих людей, она понимает, зачем мы это делаем».
Устиния Васильевна вместе с внучкой-инвалидом после отъезда из Мариуполя, скиталась по всей России. На поезде и самолёте сменила несколько городов, но остаться решила в Сургуте.
Устиния Матишенко, вынужденная переселенка из ДНР: «В Мариуполь мне не очень хочется возвращаться после такого, мне вспоминать даже не хочется. У Вероники нет сейчас желания возвращаться, она говорит, что у нее здесь друзья, у нее здесь работа, у нее здесь учеба, у нее всё есть и она не хочет тоже туда».
Здесь пенсионерке и её внучке предоставили комнату в пункте временного размещения, помогли восстановить все документы, оформить пенсии по старости и инвалидности, а Вероника пошла в школу.
«Спасибо большое всем - учителям, что терпеливы к деткам таким, учат, обучают, всем людям, которые нам помогали и продолжают помогать, от администрации до всех, всем службам, социальной службе опекунской службе, администрации города, комиссии ОПТМК мы проходили, мы всё-всё прошли», - благодарит Устиния Матишенко.
Свой новый дом нашла и Яна Руднева с тремя сыновьями. Уже третий год они - сургутяне, Яна учится в медицинском институте, парни в школах и детских садах, занимаются спортом.
Яна Руднева, вынужденная переселенка из ДНР: «Здесь мы хорошо устроились, нас сопровождают с самого начала, кураторы - это ГО и ЧС и все сопровождающие службы, это полностью документация, больницы, пайки. В тепле, сытые, дети учатся, все кто мог, уже устроился по возможности на работу, все кто не устроился, доучиваются, переучиваются, устраиваются, то есть я могу сказать, что как дома».
Всего в Югре 5 пунктов временного размещений: два из них в Сургуте и по одному в Ханты-Мансийске, Нижневартовске и Нягани. Сейчас в них проживают 431 человек, в том числе 95 детей. Всё бесплатно, помимо этого, раз в 10 дней переселенцам предоставляют продуктовые наборы.
Андрей Рачёв, начальник управления по делам ГО и ЧС Сургута: «После заселения в ПВР, где для всех проживающих организовано горячее питание, подключаются все службы и гражданам оказывается посильная помощь в получении различных социальных пособий, выплат, получения гражданства РФ, оформление пенсии, зачислению детей в школы, детские сады, в том числе, оказывается медицинская и психологическая помощь. Кроме этого, по линии Гуманитарного добровольческого корпуса оказывается содействие в обеспечении одеждой, обувью и бытовой химией».
Останутся ли все 3 тысячи вынужденных переселенцев в Югре или нет - решает каждый сам. Но наши героини уже ответили на этот вопрос.