Нижневартовские педагоги научат коллег со всей Югры обучать «особенных детей». На базе санаторной школы пройдёт окружной семинар. В Югре именно это учреждение является опорным образовательным центром по работе с детьми-инвалидами. Здесь обучается 85 школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Ваня Бардок один из учеников ресурсного класса. Это значит, что академические уроки: русский язык и математику, мальчик изучает по отдельной программе, а такие занятия как рисование, танцы, сценическое искусство он посещает наравне с обычными детьми. Эта форма образования помогает постепенно и дозировано сформировать у детей аутистов общие учебные навыки и адаптироваться к школе.
Татьяна Бардок, мама ученика санаторной школы: «Это и социализация, и больше слов они выучили, формулировать предложения их учат. Все песни, танцы и сказки, учат их быть более раскрепощёнными, контактировать с людьми».
Практику реализации инклюзивного образования начали внедрять на базе санаторной школы ещё 8 лет назад. Здесь обучается более 200 школьников, почти половина из них с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепые и слабовидящие, аутисты.
Наталья Лопаткина, директор Нижневартовской общеобразовательной санаторной школы: «На протяжении двух лет мы попробовали, у нас получилось, теперь активно используем с детьми аутистами театральную деятельность. Или, например, совместные танцы, когда мальчики аутисты из ресурсного класса разучивают танцевальные номера с девочками из общеобразовательных классов и выступают с красивыми номерами».
Как рассказали ОТРК «Югра», для обучения одного особенного ребёнка требуется до семи педагогов: тьюторы, психологи, дефектологи, логопеды, преподаватели лечебной физкультуры. В образовательном процессе они опираются на мировые практики и личный наработанный опыт, которым готовы поделиться с коллегами на предстоящем семинаре.
В школе активно прибегают к такому направлению как бинарный урок. Его совместно проводят учитель начальной школы, а также логопед или дефектолог. Такие занятия решают множество задач коррекционной направленности.
Ирина Зотова, учитель ресурсного класса: «Вместе с учителем дефектологом мы изучаем эти темы, анализируем программу и выделяем те темы, в которых учителю начальных классов нужна помощь дефектолога. И она отрабатывает индивидуально с детьми те позиции, которые мне необходимы».
Успехов в развитии и социализации особенных детей педагогам помогает добиться и арт-терапия. На один рисунок отводится три занятия по 20 минут. Этого достаточно, чтобы ребёнок подошёл к творчеству с вдохновением. Здесь нет условностей и оценок, юный художник сам выбирает цвет, который ему нравится, краски, расположение листа, а также чем рисовать кисточками, пальцами или ладонями. Именно такие занятия в полной мере раскрывают смысл девиза школы: «В каждом есть солнце – только дайте ему светить».