Юбилейная дата отличный повод вспомнить о первооткрывателях воздушных трасс и тех, кто работает в небе сегодня. История гражданской авиации в Югре началась в 30-е годы прошлого века. Первый пассажирский самолёт приняли в Сургуте в 1931 году в районе нулевого причала. Четыре года спустя открылись авиатрассы Тюмень - Остяко-Вогульск и Самарово - Сургут. За год авиаторы перевозили всего лишь несколько сотен пассажиров.
Гидропланы долгое время были самыми распространёнными крылатыми машинами в Югре. Но к началу 80-х надобность в гидроавиации отпала, поэтому бипланы поставили на колеса, а гидропорты закрыли.
Пик развития гражданской авиации в Югре пришёлся на 60-70 годы - время геологов, нефтяников и газовиков. Молодые профессионалы летели сюда за мечтой - найти нефть, обустроить город, поднять промышленность.
«Тогда сюда стали перебрасывать и вертолёты. Ми-2 здесь летали, К-15. Со временем Ми-4 и Ми-8 наиболее приспособились для нужд нефтяников и геологов. Ми-8 было где-то до 300 машин здесь. Но это с 60 по 90 годы. Авиапарк был достаточно мощным», - рассказывает Дмитрий Сурков.
Ближе познакомиться с историей югорской гражданской авиации можно в Музее природы и человека. В Ханты-Мансийске открылась выставка, приуроченная к 100-летию отрасли. Примечательно, что экспонаты предоставили ветераны профессии. Это форма пилотов и бортпроводников, штурвалы, лётные приборы, фотографии, награды и документы. Выставка стала дополнением к постоянной экспозиции «Связь времён». Ведь благодаря первооткрывателям авиация стала такой, какой мы её знаем сегодня.
Ещё один летательный аппарат, который по праву может называться визитной карточкой Югры - вертолёт Ми-8. Именно его чаще всего использовали при доставке грузов и людей с «большой земли». Эта модель и сейчас крайне востребована в регионе. Если в начале своей карьеры Ми-8 подпускал к штурвалу только мужчин, то сейчас им управляют и женщины. Полина Крецу - одна из них.
«Я нашла мужа в небе. Мы летали с ним по санзаданию, ушли на запасной аэродром в Сергино, так мы и познакомились, на работе. Сейчас работаем в одном подразделении - в поселке Березово», - рассказывает Полина.
Несмотря на ответственность заданий, а Полина летает в составе санавиации, рейсовых полетах, участвует в тушении лесных пожаров, девушка считает свою работу романтичной: «С моего рабочего места открываются прекрасные виды. Раньше я даже фотографировала облака, реки, замерзшие леса, но поняла, что это всё так красиво, что памяти в телефоне просто не хватает».
Яркий пример того, как в Югре относятся к людям, которые не витают, но работают в облаках, стала торжественная церемония вручения государственных и региональных наград. Её приурочили к 100-летию гражданской авиации. Отличившиеся бортпроводники, инженеры, диспетчеры, пилоты, специалисты службы безопасности. В общей сложности, награды получили 54 человека.