Вс / 08 декабря 2024 /

02.07.2022 18:28

Сердце корабля. Как в Югре создают свои катера и лодки

02.07.2022 18:28
#Общество
#Сургут
Автор: Лиана Киямова, фото - ОТРК «Югра»

Читайте новости Югра ТВ
в удобном формате

Перейти в Дзен

На этой неделе свой профессиональный праздник отметили кораблестроители. В России этот день установили в 2017 году. В Сургуте есть 2 верфи, которые сегодня серийно производят моторные лодки и грузовые катера.

Виктор Яшин, генеральный директор судостроительной компании, г. Сургут: «Матрица делается, как говорится, с болвана, с макета. Полный рост, полная длина и ширина, а уже в матрице самой мы делаем уже выклейку корпуса».

Эта конструкция словно папье-маше. Слой за слоем днище лодки собирают из пластика, смол и стеклотканей. Такое сочетание обеспечивает жесткость корпусу. А ещё долговечность.

Любую моторную лодку можно оборудовать под по себя. Например, выбрать цвет, заказать специальную подставку под спиннинг или установить мультимедийную систему. А вот раньше водный транспорт был не таким комфортным, долговечным и прочным. Строили его только из дерева - выдалбливали внутреннюю часть бревна. Так делали еще первобытные люди, поэтому профессия кораблестроителей считается одной из самых древних.

Яхтсмен Виктор Яшин свое хобби превратил в дело всей жизни. 15 лет назад открыл производство, где проектируют, изготавливают и ремонтируют моторные лодки длиной не больше 6 метров. Такие используют для отдыха, прогулок и рыбалки. Это последняя разработка мастера. Самая компактная.

«Проект этот сделан для того, чтобы малой мощности движки ставили 30-20-25 лошадиных сил, чтобы была верткость, проходимость по рекам, по озерам», - рассказал Виктор Яшин.

Несмотря на свои габариты, по рекам и озерам, и даже на мели проедет этот катер. Весь секрет в сочетании конструкции и материалов. Судно построено из алюминиево-магниевых сплавов. Грамотные расчеты позволили добиться минимальной осадки. Она и обеспечила возможность подойти к любому берегу. Таких «вездеходов» в стране больше нет.

Антон Сидоров, заместитель генерального директора судостроительной компании, г.Сургут: «У нас аппарель - передняя часть катера - опускается, лопата-аппарель, и можно опустить его на какой-то берег и спокойно зайти, выйти, загрузить груз любой, технику - квадроцикл, снегоход, да все, что угодно - любой вездеход».

Здесь производят катера длиной больше 6 метров. Уникальные разработки предназначены для грузовых перевозок. Берут на борт 6 тонн полезной нагрузки. Такие востребованы у нефтяников, пожарных, медиков. Каждое плавсредство изготавливают по индивидуальным запросам. В зависимости от назначения деятельности судна и региона, в котором оно будет эксплуатироваться. Заказы поступают со всей страны. На сегодня здесь уже построили 30 единиц водного транспорта. Работа расписана на год вперед.

Андрей Прудников, генеральный директор судостроительной компании, г. Сургут: «Мы заняли ту нишу, которой не было вообще в России. И сегодня мы одни из немногих, я знаю там 2-3 компании, которые начинали в стране производство вот такого класса судов и похожих на наши, но сегодня это остановилось. Но у нас она продолжается, к счастью. Как мне говорили родители, что я родился в лодке. Я так понимаю, что если бы не было здесь в Сургуте реки Обь, то мы бы, наверное, здесь и не жили. Поэтому и бизнес наш, и хобби, и образ жизни связаны с рекой».

Раньше строительством кораблей в Югре не занимались. Водный транспорт собирали на больших предприятиях в других регионах страны - в Казани, Новосибирске, Калининграде. Сейчас суда серийно производят только в Сургуте. Есть энтузиасты-любители в других муниципалитетах, которые мастерят лодки практически в домашних условиях. Но запустить массовое строительство не так-то просто.

Роман Хрущёв, руководитель сургутского инспекторского отделения центра ГИМС главного управления МЧС России по Югре: «Дело в том, что у нас есть люди, у которых руки правильно растут, то есть изготавливают индивидуальных построек суда. Требования к ним такие же точно, поэтому, чтобы соблюсти все требования законодательства, это довольно сложно. Это все-таки очень большие материальные вложения, должно быть хорошее специальное дорогостоящее оборудование, и данное оборудование приобретать для единичной постройки, вы сами понимаете, что это ну просто не рентабельно, скажем так».

Свой профессиональный праздник отмечают все специалисты, которые занимаются кораблестроительством. Это проектировщики, конструкторы, сварщики, электрики. Результат их деятельности виден всегда. Хоть и вдалеке, на воде. Сегодня в одном только Сургуте эксплуатируется около 7 тысяч маломерных судов. В целом в Югре - более 32 тысяч.

Самые важные новости вы можете найти в нашем  Telegram - канале

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях:
 ВКонтакте,  Одноклассники,  YouTube, Rutube подписывайтесь на наш канал в  Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи