Сегодня, 23 сентября, отмечается Международный день жестовых языков. По данным департамента соцразвития Югры, в регионе сейчас проживают более 1000 инвалидов по слуху. Из них половина «говорит руками». А ещё этот язык освоили их родственники и друзья. А также слабослышащие. Но выходит ли общение на жестовом языке дальше отдельно взятой семьи или сообщества глухих? И как можно понять выражение «через сурдо в массу»?
Так проходят занятия детей с ограниченными возможностями здоровья. Сургутская школа-сад, 116 воспитанников, у 22 из них есть проблемы со слухом. Чаще всего дети поступают сюда уже с навыками жестового языка, и педагоги обучают их дактилю - алфавиту на пальцах. Но бывает так, что ребёнок рождается в семье обычных родителей и его нужно заново учить всем жестам.
Обучают жестам четыре сурдопедагога. И это, выражаясь на языке молодежного сленга, «жир»! Профессия очень-очень редкая, как и все социальные. Приходят в нее, в основном, из семьи.
«Жестовый язык - это, можно сказать, мой второй язык после русского языка. Нет, наоборот, он первый мой язык, а потом русский пошёл. У меня родители слабослышащие и глухие. Папа у меня глухой, мама слабослышащая была. Они между собой общались жестами. Я росла в тихой спокойной семье, где не было ни криков, ничего», - поделилась Ирина Баянова.
Сейчас по стопам Ирины Баяновой идёт её дочь, поступила на сурдопедагога в Новосибирске. Женщина работает не только в школе педагогом, но и сурдопереводчиком. Например, её можно увидеть на прямых эфирах губернатора Югры в соцсетях.
«Я везде бываю: в полиции, в судах, в поликлинике, в школе. Куда бы ни ступала нога человека, я там была уже и переводила», - рассказала Ирина Баянова.
С жестами нужно быть осторожными. Один и тот же взмах рукой в разных уголках света может иметь прямо противоположное значение, а с сурдоязыком так вообще стоит быть очень аккуратным. Например, вот один жесть означает военного, а другой похожий - алкоголика. И тут главное не перепутать право и лево.
Людмила Черепанова на жестовом языке преподает уже больше 50-ти лет. Она из семьи потомственных сурдопедагогов.
Чтобы быть ближе к детям и родителям, которым нужна помощь специалиста, владеющего жестовым языком, в школе благодаря нацпроекту «Образование» оборудовали кабинет сурдопедагога для занятий онлайн.
Глядя на всё это, можно подумать, что жестовый язык существует в вакууме, не распространяясь дальше сообщества глухих и слабослышащих. Но это только до тех пор, пока из средства общения он не превращается в искусство.
Читка пьесы Марты Райцес «Я - кулак. Я - А-н-н-а» - эксперимент театральной лаборатории.
Создатели этой читки завоевали первое место в номинации на всероссийском конкурсе «Особые таланты». Ника, как и главная героиня пьесы - глухая девочка Аня, хотела, чтобы её услышали. И всё получилось. У глухих и слабослышащих есть одна мечта - быть понятыми всеми, а не только носителями жестового языка.
«Чтобы все знали. Потому что это реально удобно в жизни. Нас много. Все думают, что нас мало. Но, например, в Сургуте счёт идёт, наверное, 20 тысяч человек глухих людей. И вот, например, в такси, в кафе мне бы хотелось бы, чтобы его все знали, чтобы могли общаться», - поделилась Ника Волкович.
Для беспрепятственного общения мало стремления глухих к инклюзивности. Нужно, чтобы и их жестовый язык распространялся в массах.